На прошлой неделе агитационно-пропагандистская группа имамов из Алматы и Актобе, представителей комитета по религии министерства культуры и ученых-теологов университета «Нур-Мубарак» встретилась со студентами АГУ и представителями вузов и колледжей области.
По словам эксперта по работе с религиозными объединениями министерства культуры Асылхана НУРМАГАМБЕТОВА, цель поездки – выполнить задание администрации президента РК по пропаганде ценностей традиционного ислама и снижению активности различных религиозных течений среди мусульман.
Отвечая на вопрос корреспондента «АЖ», он отметил, что несмотря на то, что ваххабизм как религиозное объединение у нас не зарегистрирован, тем не менее распространены различные нетрадиционные исламские течения.
– Я не могу сказать, где именно в Казахстане ведут свою деятельность ваххабиты и как можно с ними бороться. Мы занимаемся реабилитацией молодых людей, которые попали под влияние нетрадиционных религиозных течений, – сказал он.
Имам города Алматы Мади АХМЕТОВзаявил, что молодежь неправильно понимает суть религии.
– Во многих высших учебных заведениях страны часто поднимается вопрос по поводу ношения хиджаба или бороды. Одеваться в соответствии с требованиями ислама, как сказано в Коране, означает прикрыть срамное место. Но это не значит полностью изолироваться от общества, своих друзей или прикрывать полностью лицо, – отметил он.
Он также внёс предложение всем представителям учебных заведений при решении религиозных вопросов советоваться с сотрудниками Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) на местах.
– Когда мы получаем к исполнению какие-либо законодательные акты, мы обычно консультируемся у юристов. Поэтому при исполнении указаний госорганов по религиозным вопросам будет правильно, если вы посоветуетесь с представителями духовенства, – сказал он.
Относительно вопроса студенток о ношении хиджаба в стенах учебных заведений представители ДУМК заявили, что преподаватели не имеют права запрещать ношение хиджаба.
Ссылаясь на нормы конституции Казахстана о праве каждого на свободный выбор вероисповедания, Мади Ахметов сказал:
– В исламе есть вещи, которые каждый мусульманин должен выполнять беспрекословно. Одно из этих требований – женщина должна прикрывать голову и одеваться в соответствии с требованиями ислама.
Первый проректор АГУ, профессор Серик КЕНЕСБАЕВ был категоричен:
– У каждого учебного заведения есть свой внутренний распорядок, который утверждается на учёном совете. Существуют правила, в которых указано, как должен себя вести студент в общежитии или на занятиях.
По мнению доктора теологических наук, преподавателя университета «Нур-Мубарак» Мухаммада МАХФУЗА, каждая женщина сама вправе выбирать, носить или не носить хиджаб:
– Если женщина не желает носить платок, она сама будет отвечать в Судный день перед Аллахом. А если в университете кто-то насильно снимает с неё платок – он в ответе перед Аллахом. Если разговор идёт о никапе (парандже), то девушка обязана снимать его, чтобы было видно, кто, собственно, пришёл на занятия. В Египетском университете 80% студенток носят хиджаб. Однако от этого университет не пострадал. Поэтому я считаю, не стоит из этого создавать большую проблему.
Между тем, как сообщил Интерфакс-Казахстан, 2 марта, после встречи с инициативной группой по защите права на ношение хиджаба в образовательных учреждениях вице-министр образования и науки Казахстана Махметгали САРЫБЕКОВ заявил, что в стране не готовится законодательная база для запрета.
– Я им полностью прокомментировал приказ. Там нет ни одного слова о хиджабе, ни о ношении другой религиозной атрибутики, – сказал вице-министр.
Позже, 11 марта, президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ при встрече с представителями творческой интеллигенции в городе Туркестане выразил свою точку зрения.
– В школах, институтах молодежь начинает носить хиджаб и паранджу. Я всегда был против этого, – сказал глава государства.
После выступления президента у министра науки и образования появилось аналогичное мнение, но без особой конкретики. 12 марта на коллегии министр образования и науки Бахытжан ЖУМАГУЛОВ сказал:
– В отношении формы одежды, т. е. ношения хиджаба в организациях образования, позицию главы государства вы знаете. Эту позицию поддерживает и население. К этому могу добавить, что в нашей стране отношение к религии уважительное. Думаю, каждый из вас прекрасно этот вопрос понимает, и вы, как всегда, сделаете правильный вывод.
Сания ТОЙКЕН
P.S.Если называть вещи своими именами и отвлечься от юридических и богословских тонкостей, то противоречие между интересами светского государства Казахстан и нормами Ислама неразрешимо и будет только обостряться. Государственники (в том числе, вероятно, и президент Назарбаев) исходят из того, что верующие мусульмане имеют полное право в частной жизни придерживаться норм своей религии (и это всячески поощряется), но не имеют права требовать приведения принципов государственного устройства и общественных норм поведения в соответствие с шариатом. Государственники не говорят об этом вслух, но боятся, что уступка в малозначительном споре о хиджабе и парандже неизбежно повлечет за собой другие уступки, вплоть до запрета почитания святых и духов предков, в том числе основоположников казахской государственности, покоящихся в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи, строительства мазаров и прочего ширка (т. е. многобожия), введения шариатских норм в государственное право и экономику (запретят, например, ссуду под проценты, торговлю водкой и сигаретами). Это, полагают они, приведет их к потере власти, а страну – к революции.