Каждый раз, когда в Казахстане приближается свадьба, садятся друг напротив друга специально уполномоченные татешки от семей жениха и невесты. И начинают обсуждать самое важное.
- Обязательно нужен калын мал. Обязательно! Без этого никак!
- И еще обязательно ананын сутi. Обязательно. Как полагается.
- Маме невесты обязательно норковую шубу. А маме жениха можно просто бриллиантовые серьги, она же все-таки дочь берет в семью. Без этого никак. А папе костюм. Только итальянский. Или дубленку.
- Только нам турецкое золото не подойдет. И российское тоже. Золото только из Эмиратов.
- Почему это вам турецкое не подойдет? Нам подойдет, и вам подойдет. Но маме бриллиантовые серьги обязательно.
- Нет, обязательно Эмираты. А то мы вам нашу девочку не отдадим, ха-ха-ха… Шутим, конечно. Но обязательно Эмираты.
- Братишкам жениха костюмы не надо, они молодые, обойдутся. Купим рубашки на барахолке. Нормальные же рубашки, какая им разница, что носить.
- Свадьбу, значит, минимум на двести человек будем делать.
- Нет, двести человек мало. Вон, Каиржан-ага сына женил, пятьсот человек пришло! Хотя бы пусть триста будет, а то уят болады. Триста пятьдесят. Договоримся, мясо сами привезем.
Потирают руки татешки, примазавшиеся к процессу – без драгоценного подарка они не уйдут. Потирают руки торговцы в магазинах и на базарах. Потирают руки все – кроме молодых. А молодые растерянно со всем соглашаются. Как же так – казахские традиции! Старшие говорят! Так надо! Так всегда делали!
Свадьба в Казахстане – это бессмысленный круговорот подарков, половина из которых оказываются не нужны еще до того, как их подарили. Рубашки, отрезы, дешевые костюмы, чапаны. Но дарят, потому что так надо. И отрезы годами лежат в сундуках, а потом передариваются на таких же свадьбах другим кудалар. И копятся в шкафах одинаковые аляповатые чапаны – три, пять, шесть, каждый год по одному. И лежат бессмысленные рубашки с барахолки, которые и надеть нельзя, и выкинуть – как же так, подарок от кудалар!
Свадьбы в Казахстане – это апофеоз бессмысленных трат, которые сопровождают каждый шаг жизни современного казаха, от рождения до похорон. Но на свадьбах эти траты особенно бессмысленны, потому что свадьба – это еще и соревнование между двумя семьями. Кто круче? Кто больше? Кто – в конечном итоге - лучше?
Узату, кудалык, аркан керу, сырга салу, калын мал, ананын сутi, атанын кушi... Традиции, традиции, традиции, освященные авторитетом предков. Обязательно надо сделать, обязательно. Аббиз-за-тельно! Уят болады! Так надо! Что люди скажут?
И за всем этим нагромождением обычаев и традиций уже все забыли давно, что главные люди на свадьбе – это жених и невеста. И что цель всего процесса – сделать этих двоих счастливыми, чтобы они создали новую семью, на радость тем самым родственникам, которые сейчас радостно делят подарки. Что те деньги, которые молодые и их родители выбросят – в буквальном смысле – на эту тяжелую и многоступенчатую процедуру, они могли бы потратить, например, на квартиру. Что у молодых впереди теперь траты, и траты, и траты – сначала жилье, потом дети.
Все равно. Никого это не волнует. Главное – традиции соблюсти. Залезть в долги. Купить квартиру на год позже. С детьми подождать. Но выполнить все. А то люди не то подумают. Действительно нужные молодым деньги будут тратиться на подарки для татешек, которых молодые потом в лучшем случае увидят два раза в жизни. Зато не стыдно. Зато все как у людей.
И будут из-за этого ссоры, и споры, и нервы. И будут ссориться молодые. И будут родственники думать друг о друге потом бог знает что – вот, эти кудалар когда старшего сына женили, Гульжан-кудаги подарили шубу, а вам, женге, только золотой браслет! Не уважают! И хоть забросай золотом с ног до головы обе стороны, обе семьи – все равно кто-то останется недоволен. И это недовольство потом будет влиять на молодую семью.
Я могу об этом сейчас писать, потому что давно это все прошел. И делал точно так же, как все. Потому что когда ты молодой, ты против авторитета старших не попрешь. И когда ты входишь в новую семью, а твоя будущая жена входит в твою семью, ты не будешь торговаться из-за сережек. Фиг с ним, думаешь. Надо сделать как полагается. Один раз же делаешь.
Но я о другом хочу сказать. Я уже довольно много видел разводов вокруг, на самом деле. Часто люди разводятся спустя всего год после очень пышной, очень традиционной свадьбы. И причиной развода может быть что угодно. Измены. Быт. Неготовность к семейной жизни. Алкоголь. Все что угодно. Но я совершенно точно вам могу сказать, какой причины для развода я никогда в жизни не видел – что за ананын сутi дали не бриллиантовые серьги, а золотые. Потому что если вы нормальные люди – для вашей семейной жизни никакого значения не будет иметь ценность подарка родственникам. Будут иметь значение совсем другие вещи.
Я не призываю подумать об этом молодых – от них, на самом деле, мало что зависит. Нужно быть очень смелым в нашей стране, чтобы обойтись без всех этих процедур. А вот родителям и родственникам хорошо бы над этим подумать.
Если еще серьги себе не выбрали, конечно.
Юрист Ержан Есимханов, личная страница в Facebook