В редакцию обратились 20 дольщиков недостроенного дома на пересечении улиц Жарбосынова и Тайманова. У них очень серьёзные претензии к застройщику – ТОО «Стройгрупп LTD». Они устали третий год дожидаться окончания строительства дома, квартиры в котором они уже давно выкупили.
– По имеющимся у нас на руках договорам застройщик обязался построить жилое здание до 30 июня 2008 года и передать по акту выкупленные в нём доли не позднее 30 сентября 2008 года. На дворе март 2011-ого, дом не закончен, а работы на стройке не ведутся. Мы неоднократно обращались к руководству Атырауского филиала ТОО «Стройгрупп LTD» в лице Уалихана НУГУМАНОВА. В последний раз он пообещал, что дом сдадут в октябре 2010 года. Но как видите, обещание не было выполнено, – рассказывают дольщики. – Обращались мы и в банк БТА, поскольку многие из нас являются участниками «Специальной программы ипотечного кредитования от БТА», но и там не получили внятных ответов. В ответ на наши обращения на блогах председателя Агентства РК по делам строительства и ЖКХ Серика Нокинаи акима Атырауской области Бергея Рыскалиевауказывались различные сроки окончания строительства. Все они вышли.
По словам пострадавших, прошлым летом на стройке наблюдалось некоторое оживление, но осенью опять всё затихло. У. Нугуманов заверял, что стройка вот-вот возобновится. Но вскоре и он уехал в Астану, а ходоков в офисе встречает лишь сторож.
Среди дольщиков гуляют разные нехорошие слухи: что якобы в БТАбанке ТОО «Стройгрупп LTD» считают проблемным клиентом и по этой причине не намерены финансировать компанию. Еще один слух: ТОО «Стройгрупп LTD» – банкрот. Между тем дольщики утверждают, что 70% жилья выкуплено, и на эти деньги можно было давно закончить все работы в договорные сроки.
Людей интересуют конкретные вопросы: когда закончится строительство дома? какова мера ответственности застройщика перед дольщиком, в том числе в части возврата денежных средств и возмещения морального ущерба? Многие из несостоявшихся новоселов продали своё старое жилье, чтобы вложиться в строительство новой квартиры. Другие оформили кредиты и выплачивают их исправно, по сей день.
ОБЕЩАНИЯ, ОБЕЩАНИЯ…
– Я рядовой врач. Чтобы обзавестись имуществом на первичном рынке, я рискнула и продала квартиру в старой хрущевке, а на недостающую сумму оформила ипотеку. С 2007 года с небольшой своей зарплаты исправно плачу около 40 тыс. тенге в банк, не допустила ни одной просрочки. Все эти годы я с семьей живу у родственников. Застройщик при покупке, да и позже, постоянно уверял нас, что они не компания-однодневка, работают в Атырау 8-й год и будут работать дальше. Я писала на прямую линию с президентом и на блог С. Нокина. Нас постоянно «кормят завтраками». До сих пор не видно обещанных У. Нугумановым от 30 до 70 рабочих на стройке, которые, по его словам должны были закончить дом, – возмущается дольщица Раиса. – Я разговаривала по телефону с гендиректором ТОО в Астане, Магауйей НУРУМБАЕВЫМ. Он заявил мне, что в Астане они заканчивают такой же 123-квартирный дом, и все средства направлены в Алматы и Астану. Он тоже обещал, что стройка возобновится. А с нашего дома подрядчики из-за отсутствия финансирования ушли на другой проект. Но перед этим зачем-то покрасили фасад. Понятно же, что сделано это было для отвода глаз, мол, работают...
В ответе от 16 февраля областной ГАСК (управление государственного архитектурно-строительного контроля) сообщил, что причина срыва сроков сдачи дома – несвоевременное и неполное выделение средств заказчиком ТОО «Стройгрупп LTD» генподрядчику ТОО «Строймонолит-Атырау». И что в данный момент изыскиваются средства для окончания строительно-монтажных работ. Сейчас проводятся внутренние сантехнические работы, отделка подъездов, остекленение фасада. Застройщик в очередной раз установил новый срок – 1 мая 2011 года.
«РИВЬЕРУ» ВЫКУПИЛИ, «БОНИТУ» ТОЖЕ
– Да, мы в курсе ситуации по этому проблемному дому. Из 8 домов с долевым участием на конец прошлого года остался только он один, – прокомментировал заместитель областного ГАСКа Максот ЕСИМОВ. По его словам, акимат со своей стороны выполнил все условия застройщика, чтобы ускорить завершение строительства.
– Мы помогли им провести теплотрассу через городскую дорогу. Дом будет отапливаться котельной, расположенной в соседнем доме того же застройщика. Помогли оформить техусловия для подключения подстанции. На объекте побывали представители госорганов и коммунальных служб. Уже подписан акт рабочей комиссии со всеми замечаниями, которые застройщик должен устранить до прихода государственной комиссии.
По данным М. Есимова, в доме продано 62% всех квартир, но застройщик сейчас ищет деньги для окончания строительства. Кроме того, стало известно, что ТОО «Стройгрупп LTD» выкупило и расчистило площадку под строительство в этом же районе ещё двух высотных домов.
– По Генплану предусматривалось строительство ещё двух домов в рамках жилого комплекса. При сносе они компенсировали людям расходы на приобретение жилья. Дом практически готов, поэтому думаю, что компания всё-таки закончит строительство. Объём работы остался небольшой, думаю, к маю успеют. Мы еженедельно отчитываемся по этому объекту перед агентством ЖКХ и сами беспокоим застройщика, – резюмировал М. Есимов.
– Вы говорите, что только этот дом проблемный, а как же быть с «Ривьерой» и печально известными долгостроями фирмы «Бонита» возле железнодорожного вокзала?
– По нашим данным, «Ривьеру» выкупили, кто именно, сказать не могу. А дольщикам бывший застройщик компенсировал вложения жильем на своих объектах в Алматы и Астане. По поводу «Бониты», некое юридическое лицо выкупило коробку здания у банка. Что касается дольщиков «Бониты», они оформляли договоры до принятия в 2001 году Закона о долевом строительстве, поэтому вряд ли могут на что-то претендовать.
– А какие у вас как у госоргана есть рычаги, чтобы наказать недобросовестного застройщика?
– Только через суд.
ВО ВСЁМ ВИНОВАТ КРИЗИС
Руководитель местного филиала ТОО «Стройгрупп LTD», именующийся скромно «начальник отдела технадзора» ситуацию прокомментировал, но почему-то настойчиво просил его не называть:
– Мы нашли средства, и первый транш был перечислен генподрядчику «Строймонолит-Атырау» 1 марта. Все работы возобновятся с первой декады марта. Подрядчик приступит к чистовой отделке и закончит объект в ближайшие пару месяцев.
– А куда делись средства, вложенные дольщиками, ведь большая часть квартир в доме раскуплена? В случае сдачи дома в эксплуатацию как компания намерена возмещать материальный и моральный ущерб, нанесенный дольщикам?
- Я не могу комментировать финансовые вопросы, они не в моей компетенции. Свяжитесь с руководством в Астане. По поводу наших обязательств: мы работаем в Атырау не один день, и за всю историю работы здесь никто не остался обиженным.
Связаться с гендиректором компании в Астане, увы, не удалось. Рабочий телефон молчал, а в бухгалтерии пообещали, что руководитель свяжется по оставленным мной телефонам:
– Ну, а что они обижаются? Подумаешь, задержали, кризис же, – принялась было комментировать женщина, но сразу осеклась. Потом перезвонила, чтобы сообщить, что гендиректор комментировать отказался… по состоянию здоровья. Но в будущую среду в Атырау прибывает У. Нугуманов, он всё и объяснит.
КВАРТИРА-ТО НЕ ДАРЁНАЯ, МОЖНО И В ЗУБЫ ЗАГЛЯНУТЬ
Директор генподрядной компании ТОО «Строймонолит-Атырау» Иван ПЛЮШКИН подтвердил, что деньги заказчик перечислил.
– На днях прибудет бригада верхолазов, которая приступит к покраске остальной фасадной части здания. 50% работ завершены, осталось подключить инженерные сети – тепло, водопровод, КНС и напорный коллектор. Электротехнические и сантехнические работы внутри здания мы не прекращали ни на один день даже зимой. Уже в середине марта начнем устанавливать недостающие входные двери, остеклять балконные блоки. Их оставили на потом, чтобы верхолазы при проведении работ не побили стекла.
– А какой смысл красить фасад в такой мороз?
– Мы будем применять сухие растворы, без воды.
– Мы разговаривали с электриками на стройке, они рассказали, что из-за задолженности коммунальщики прекратили подачу в дом электроэнергии и воды. Между тем большая часть квартир распродана, следовательно, застройщик окупил свои расходы, а может ещё и крупно «наварился». Если не секрет, сколько вы заработаете на этом объекте?Вы самостоятельная компания или аффилированная с заказчиком?
- На последний вопрос отвечать не буду. Что касается прибыли застройщика, то, поверьте, все средства дольщиков были затрачены на строительство дома, а о доходе в сложившихся обстоятельствах не может быть и речи. Дом почти два года простаивает, работы ведутся понемногу, а это дополнительные расходы на оплату коммунальщикам и охрану. Могу сказать, что заказчики, так же, как и дольщики, болезненно переносят эту ситуацию. Поэтому будем стараться выполнить все обязательства перед дольщиками. Никто же не предполагал, что грянет кризис.
– Будут ли строиться запланированные ранее два дома?
– В этом районе изначально предполагался жилой комплекс «Столичный». Но сегодня для нас главное – закончить уже начатый дом.
– К нам поступили жалобы на плохое качество строительства дома №58 возле площади Исатая и Махамбета того же заказчика. Люди жалуются, что горела проводка, трубы оказались бывшими в употреблении, плохо работают лифты. Как мы могли убедиться, с нефасадной стороны декоративные плиты отсырели и падают, обнажая голый ракушеблок без раствора. Были серьезные нарекания аналогичного характера со стороны жильцов дома по адресу Сары-арка, 39. Председатели КСК, к которым относятся эти дома, устали от претензий жильцов, а те – от постоянных сборов на устранение недоделок. Между тем эти дома застройщик позиционировал как элитные, от $600 до 1 100, за квадратный метр. Как вы прокомментируете такие замечания?
– Первый объект строили не мы, по второму – мы завершали вторую очередь. По моему мнению, эти жалобы не что иное, как домыслы жильцов. Этим домам по 6-7 лет, естественно, что-то изнашивается и требует ремонта. Кроме того, если бы дом был построен некачественно, его бы не приняли многочисленные госорганы. Вы не задавались вопросом: если дома, о которых вы говорите, плохие, то почему стоимость квартир в домах этого застройщика с каждым годом растет? В завершенном доме по Жарбосынова, 62 (рядом с недостроенным) стоимость квадратного метра достигла 200 000 тенге.
– Наверное, потому что рынок первичного жилья в Атырау очень ограничен. Проще говоря, людям не из чего выбирать, а на картинках, предлагаемых застройщиками, по их собственным словам, всё так красиво...
– Я бы с вами не согласился… (но от дальнейшего разговора воздержался. – Л.С.).
ДОГОВОР НЕ ПО ЗАКОНУ
У меня вызвал интерес сам договор, заключенный между застройщиком и дольщиком (одна из дольщиц мне его показала). Как я и предполагала, условия, оговаривающие гарантии и риски застройщика, оказались прописаны более пространно, чем аналогичные – дольщика. Не обращаясь к помощи юристов, я попробовала бегло сравнить условия договора, заключенного в марте 2007 года, с дополненным и измененным Законом о долевом участии, вступившим в силу 1 января того же года.
Эта дольщица приобрела на основании долевого участия однокомнатную квартиру площадью 56,56 кв. м за кругленькую сумму в 5 938 800 тенге (исходя из стоимости 1 кв. метра в 105 000 тенге). По договору застройщик вправе как досрочно выполнить работы по строительству блока жилого комплекса и соответственно подписать акт госкомиссии досрочно, так и по своему усмотрению продлить срок подписания акта, но не более чем на 6 месяцев. Пункт же, предусматривающий ответственность застройщика в случае срыва сроков перед дольщиком, гласит: “В случае нарушения застройщиком сроков окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию, застройщик несет ответственность перед дольщиком в размере 0,001% (выделено мною. – Л.С.) от общей суммы денежных средств, подлежащей внесению участником (дольщиком) за каждый день просрочки”.
Между тем из статьи 17 Закона следует, что вслучае нарушения, предусмотренного договором срока передачи дольщику его доли в жилом здании, застройщик уплачивает дольщику неустойку (пеню) в размере 0,1% от суммы, уплаченной дольщиком по договору долевого участия в жилищном строительстве за каждый день просрочки.
Кроме того, гарантийный срок на жилое здание не может быть менее двух лет со дня приемки объекта в эксплуатацию, тогда как в договоре со «Стройгрупп LTD» гарантийный срок ограничивается 12 месяцами.
У каждого из пострадавших дольщиков есть право обратиться к юристу для защиты своих прав. Но что-то подсказывает мне, что мало кто из этих людей расторгнет договор. Они всё-таки надеются на лучшее и на помощь местных властей. Поскольку рынок хорошего жилья в нефтяной столице до обидного скуден.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото В. Истомина