В аэропорту Алматы объяснили, что в стоимости авиабилетов расходы аэропортовых услуг занимают от 3 до 7 процентов и остаются неизменными. Тогда как, другие расходы авиакомпаний увеличиваются несоразмерно
увеличению объемов перевозок, сообщает Тengrinews.kz.
"Каждый год авиаперевозчики причину дороговизны билетов связывают с расходами аэропортов. Несмотря на незначительное влияние аэропортовых услуг на стоимость авиабилетов, аэропорты максимально зарегулированы государством. Для значительного снижения стоимости авиабилетов в Казахстане есть другие варианты", - говорит руководитель Управления тарифной политики и финансового контроля Международого аэропорта Алматы Арнат Ахметжанов.
По его словам, нужно вернуть контроль государства над ценовым регулированием стоимости авиабилетов. Оно проводилось до сентября 2015 года. По мнению Ахметжанов, нынешнее положение привело к удорожанию стоимости.
"Есть очень много инструментов антимонопольного регулирования и контроля рынка. Можно установить ценовое регулирование на полгода и понаблюдать за динамикой стоимости авиабилетов. Или пассажирские авиаперевозки включить в перечень общественно значимых рынков, пусть составят компанию аэропортам".
Как сообщил представитель аэропорта, сейчас в стране действует так называемый режиме "закрытого неба". Это когда только четыре отечественных авиакомпаний имеют права перевозить пассажиров внутри Казахстана. Ахметжанов предлагает либерализовать воздушное пространство страны, что создаст конкурентную среду на рынке.
"Необходимо открывать небо и допускать на рынок других крупных авиаперевозчиков. В странах, перешедших на "открытое небо" резко увеличивается конкуренция между авиаперевозчиками. Это приводит к снижению цен, увеличению разнообразия маршрутов и ускоренному росту объема авиаперевозок. Благодаря этому усиливается, упрощается и удешевляется интеграция страны с внешним миром. Это расширяет внешнюю торговлю, движение человеческих и прочих ресурсов, а также способствует росту туристического бизнеса в стране", - пояснил глава управления.
По словам Ахметжанов, только в этом случае пассажиры смогут получить дешевые, справедливые цены на авиабилеты. А руководства аэропортов страны получат возможность модернизировать свои воздушние гавани.
"Обеспокоенность и возмущения Главы государства считаю вполне правильной реакцией. Необходимо создать советы либо рабочие группы для детального и полного разбирательства этого вопроса. Куда хочет расти авиакомпания без аэропорта. Если завтра она купит дополнительные самолеты, дополнительные пассажиры через существующие терминалы смогут пройти? Как они могут нам не давать развиваться, не давать доход, если мы не построим дополнительные площади? Пассажиры через улицу будут проходить?" - сказал Арнат Ахметжанов.
В модернизацию Международного аэропорта Алматы с 2016 по 2018 годы было инвестировано более 20 миллиардов тенге. За последние 3 года на модернизацию досмотрового оборудования было выделено около 1,5 миллиарда тенге.
"Однако данные инвестиции до сих пор не учтены в регулируемых тарифах. Такая ситуация возникла из-за того, что в соответствии с действующим законодательством для согласования новых тарифов и включения необходимых инвестиции в тарифы необходимо предварительное утверждение инвестиционной программы", - подчеркнул Ахметжанов.
Действующие тарифы в аэропорту Алматы не пересматривались на протяжении 10 лет. Отмечается, тчо тарифы аэропорта иногда в два раза дешевле тарифов конкурентов. По словам Ахметжанова, уровень тарифов покрывают лишь операционные затраты, которые являются условно-постоянными.
"Это заработная плата сотрудников, амортизация основных фондов, расходы на текущее содержание зданий и сооружений, расходы на содержание летного поля, обеспечение авиационной противопожарной безопасности, коммунальные расходы и другие. Практически 80 процентов расходов аэропорта являются условно-постоянными", - добавил представитель воздушной гавани.
По его словам, по основным регулируемым услугам аэропорт несет убытки. И это не дает возможность увеличить зарплату сотрудникам, а также реинвестировать средства на снижение износа основных средств и модернизацию оборудования для улучшения качества предоставляемых услуг.
"Если обратить внимание на годовой отчет основного авиаперевозчика, то мы можем видеть несоразмерные расходы авиакомпаний и аэропортов. Авиакомпания тратит большие средства на аренду воздушного судна (23 миллиарда тенге), инженерно-техническое обслуживание (30 миллиардов тенге), питание (девять миллиардов тенге), развлечение для пассажиров во время полета (два миллиарда тенге). Тогда как на аэропортовую услугу авиакомпания тратит всего лишь 1,5 миллиарда тенге", - подытожил руководитель управления аэропорта.
Источник: Tengrinews.kz