Традиционная августовская конференция педагогов области прошла при полном аншлаге. Небольшой зал ДК им. Курмангазы был забит до отказа, участники конференции плотными рядами сидели даже на балконах второго этажа, где обычно свободно размещалась пресса. Возможно, это объясняется тем, что поначалу планировалось провести эти мероприятие в обновленном здании областного драмтеатра, который вмещает больше людей. Из-за пожара пришлось спешно все переигрывать и менее чем за сутки переносить оформление и уцелевшую аппаратуру в другой зал, оповещать участников. Организация мероприятия от этого не пострадала, встреча учителей прошла на высоком уровне, в формате TEDx, удалось даже провести сеанс видеоконференц-связи с Англией. Ph докторант Bristol university Жанат ТУТЕШЕВА рассказала о своих исследованиях на тему «Инклюзивное образование: отношения школы и семьи».
САДИКИ СТРОЯТСЯ, А ИХ ВСЕ НЕ ХВАТАЕТ
С проблемы нехватки детских дошкольных учреждений начала свое выступление и.о. руководителя областного управления образования Жансулу ТОРЕМУРАТОВА. В настоящее время в области работают 325 дошкольных организаций образования: из них 194 детских сада (в том числе 49 частных), 131 дошкольный мини-центр (в их числе 11 частных). Их посещают 47 237 детей. Несмотря на рост сети дошкольных организаций, в области сохраняется дефицит детсадов. Особенно высокий уровень очередности наблюдается в городе Атырау, где места в садик ждут 20 690 детей, в Жылыойском районе – 3593, в Курмангазинском – 1701, в Макатском - 1392, в Махамбетском - 1043.
В 2018-2019 учебном году сдано в эксплуатацию 7 детских садов: 2 на 90 мест каждый в городе Кульсары, 2 на 160 мест каждый в селах Талдыколь и Алмалы Махамбетского района, детсад на 100 мест в селе Бодене Индерского района, на 290 мест - в п. Аккистау Исатайского района, садик санаторного типа на 100 мест в п. Доссор Макатского района. В настоящее время ведется строительство 11 детских садов общей мощностью 2404 мест, из них 5 будут введены в эксплуатацию до конца текущего года: на 320 мест в мкр Нурсая (Атырау), на 100 мест в селе Майкомген Жылыойского района, на 290 мест в селе Акколь Курмангазинского района, на 290 мест в селе Сагиз Кызылкогинского района и на 100 мест в селе Карабау того же района.
В 14 ШКОЛАХ - ТРЕХСМЕНКА
Количество школьников в Атырауской области неуклонно растет: в 2017-2018 учебном году их было 116 095, в 2018-2019 – 123 063, в новом учебном году будет учиться уже 131 244 ребенка. А школ в области 198: государственных 194 (в том числе 1 вечерняя сменная школа) и 4 частных. К 1 сентября ожидается введение в строй 5 школ на 1744 мест. На 624 места в мкр Жулдыз и на 900 мест в мкр. Нурсая, по 80 мест в Исатайском и Махамбетском районах, на 60 мест в Кызылкогинском районе. Кроме того, ведется строительство еще 11 школ: на 300 мест в селе Дамба и в Жанаталапе, на 1200 мест в мкр Береке, СШ им. Г. Муратбаева в Жумыскере, по 600 мест в мкр. Балауса и Самал – все это в областном центре. Школа №5 на 300 мест и школа искусств в г. Кульсары, школы на 80 мест каждая в Курмангазинском районе, на 424 места в Кызылкогинском районе. Ожидается, что завершение строительства этих школ решит проблему трехсменных учебных заведений, их в области сейчас 14.
4 года назад в пилотных школах по всей республике началось внедрение обновленного содержания образования с 1 класса. В нашей области такими пробными площадками были школа им.Ж. Мырзагалиева Исатайского района и школа-лицей №17 г. Атырау. Проект сочли успешным. В прошлые годы на новую программу перешли учащиеся 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 классов. С сентября текущего года на нее перейдут учащиеся 4, 9, 10 классов. Для приобретения учебников и учебно-методических комплексов, в рамках обновленного содержания образования, из местного бюджета выделено более 2,7 млрд тенге.
Области не хватает не только школ, но и педагогов. Сегодня у нас работает 10 828 учителей, нужны еще 472 преподавателя. Школы испытывают дефицит учителей естественных и математических наук, младших классов, русского языка и литературы в русских классах. Бюджет третий год выделяет гранты на эти специальности, но желающих нет.
СПЕЦИАЛЬНОЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Создание доступных условий для получения образования особенных детей и их социализация остается одной из актуальных проблем. В Атырауской области 6007 детей с особыми образовательными потребностями, 4113 ребят школьного возраста, остальные дошколята. Дошкольным воспитанием охвачено 993 детей, обучением в школе - 3725 детей, 388 не могут обучаться по состоянию здоровья.
Жансулу Торемуратова рассказала, какие условия создаются для обучения особенных детей в нашей области. При общеобразовательной школе №8 города Атырау работает логопедический пункт, где занимаются 25 детей. Еще в 5 детских садах области есть логопункты, в которых получают специализированную помощь 119 детей. В Атырау 36 детей в 3 детских садах, а в районах 23 ребенка в 2 детских садиках получают коррекционную помощь. В минувшем учебном году при поддержке корпоративного фонда «Болашак» в средней школе № 6 Атырау был открыт инклюзивный кабинет для детей с аутизмом. Особенным детям требуется сопровождение тьюторов, в связи с чем выделен штат, состоящий из 6 педагогов-воспитателей. В средней школе №5 г. Атырау также подготовили инклюзивный кабинет со всем необходимым оборудованием и созданы условия для обучения детей. В целом в 117 общеобразовательных школах области созданы условия для получения инклюзивного образования 751 ребенка.
Существенным препятствием на пути особенных детей в школы является отсутствие пандусов или несоответсвие этих сооружений нормам. Для решения этой проблемы нужно при проведении капитального ремонта школ следить за тем, чтобы пандусы строились по всем стандартам. Кроме того, для обучения таких детей нужно подготовить специалистов: логопедов, дефектологов, педагогов-координаторов. Правильным было бы включить эти специальности в образовательный грант акима области.
УЧЕБНИКИ МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ В КЛАССЕ?
Об ожидаемых в ближайшее время изменениях рассказала заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН Сауле КАЛИМОЛДАЕВА.
С 2021 года начнется поэтапный переход на 12-летнее обучение, по мере готовности школьных звеньев по схеме 5+5+2, которая призвана облегчить нагрузку на детей и усилить профориентацию детей. То есть в начальной школе дети будут учиться не 4 года как сейчас, а 5, что снизит нагрузку на младшие классы. А последние 2 класса обучения упор будет делаться на профессиональную ориентацию. Поменяется и система оценки образовательных успехов учащихся и выпускников. Оценка будет постепенно трансформирована в систему международных стандартов. Формат итоговой аттестации школьников меняется в пользу функциональной грамотности.
Уже с 1 сентября министерство начинает реализацию проекта «Легкий портфель». Предполагается, что дети смогут оставлять учебники в школе, а издательства, выпускающие книги, должны будут выложить электронные версии учебных программ на сайте МОН и на своих сайтах. Их можно будет скачать через QR-код и получать знания в электронном виде. Правда, в наших школах не предусмотрены специальные шкафчики для книг, а некоторые учебные заведения Атырау вообще пока на ремонте, но до 1 сентября остались считанные дни, и вскоре мы сможем проверить, как работает новшество. Предупреждая новый поток жалоб по поводу рабочих тетрадей, который всегда поступает в начале учебного года в министерство, представитель МОН заявила, что родители не обязаны их покупать.
- В сентябре всегда начинаются многочисленные обращения, что в том или ином учебном заведении не закупили учебные тетради. И атыраускому управлению образования тоже нужно определиться с позицией, что рабочие тетради не обязательны, и педагоги не должны заставлять родителей покупать их, – объяснила Сауле Калимолдаева.
Рассказывая о работе министерства по поддержке одаренных детей, она отметила, что в этом году республиканские олимпиады и соревнования по научным проектам прошли в прозрачном режиме, то есть онлайн. Совершенствуется система подготовки детей к олимпиадам, сейчас министерство работает над тем, чтобы в республиканских соревнованиях могли участвовать дети не только из продвинутых городских и областных школ, но и из глубинки. Доступность для всех может обеспечить онлайн-система.
ПЯТИДНЕВКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Для повышения статуса педагогов тоже будет предпринят ряд мер, вытекающий из закона «О статусе педагога». Я не буду на нем сейчас подробно останавливаться, так как в разработке документа принимали участие все учителя, и по сути это закон, написанный самими педагогами. Скажу лишь о 5-дневной рабочей неделе. Учитель, как и все, нуждается в отдыхе, и он вправе проводить субботу так, как считает нужным. Администрация не имеет права злоупотреблять своими полномочиями и вызывать педагогов на работу в этот день, как это у нас практикуется. Разве что раз в месяц можно в субботу проводить педсовет, - подчеркнула она.
Что касается повышения заработной платы педагогам, то она зависит от результатов аттестации, система которой, кстати, тоже будет меняться. Ее полностью автоматизируют, чтобы исключить вмешательство руководства учебных заведений. Представитель министерства отметила также высокую активность атырауских учителей при обсуждении инициатив, касающихся сферы образования.
ВОУД ОТМЕНИЛИ
Изменения ожидаются и в структуре управления образования. В регионах выстроят новую вертикаль управления: районные и городские отделы образования будут подчинены непосредственно областным управлениям. Начнет работу институт по подготовке кадрового резерва лидеров дошкольного и среднего образования, будет реализована программа «Руководитель новой формации». Претенденты на должность директора учебных заведений должны сдавать тесты и представлять свою программу развития школы. Соответственно, изменились и правила назначения директоров школ. Стартовая зарплата директоров будет зависит от количества обучающихся в школе детей. В дальнейшем для увеличения зарплаты им будет необходимо проходить аттестацию, доплата составит от 30 до 100%.
Подходы к контролю в сфере образования планируется изменить полностью, так как старая система не влияла на качество, уверены в министерстве. Раньше контролирующие органы проверяли сады и школы, накладывали штрафы, отзывали лицензии, но никакой методической помощи не оказывали А теперь контроль будет осуществляться параллельно с методической поддержкой: нарушения будут совместно разбираться проверяющей стороной и учебными заведениями, затем они также вместе будут составлять план по устранению недочетов.
Еще одно новость: ВОУД (внешняя оценка учебных достижений) признана не эффективной и не отражающей реальной картины процедурой. Вместо нее будут проводиться «срезы знаний» с комплексным анализом недостатков.
На реализацию программы профессионально-технического образования «Жас маман» из бюджета выделяется 56 млр тенге, в рамках которой разрабатывается новый классификатор специальностей, атлас новых профессий и профессиональных стандартов и т.д. Колледжи смогут обновить свои образовательные программы. В новом учебном году расширили категории участников программы, включив в нее студентов из малообеспеченных семей. Причем участники программы смогут бесплатно обучаться не только рабочим специальностям, но и получать дипломы специалистов среднего звена. А студентам колледжей, обучающимся по рабочим специальностям, с нового года увеличат стипендию на 30%.
Подводя итоги встречи аким области Нурлан НОГАЕВ отметил, что ежегодно выделяются средства для обеспечения учреждений образования всем необходимым. В этом году более 2,5 млрд пошло на ремонт ряда зданий школ, детских садов, колледжей и учреждений дополнительного образования, еще 2,5 млрд на покупку учебников.
-Мы обеспечиваем материально-техническую базу, условия для развития детей, а от вас, педагогов, родители ждут отдачи, качественных знаний детей, – сказал он.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото Нурбейбита НУГМАНОВА