В прошлую пятницу в облакимате рассматривали проблемы с финансированием Северо-Каспийского проекта. По данным областного управления координации занятости и социальных программ, у Аджипа ККО образовались многомесячные задолженности перед подрядчиками и субподрядными компаниями.
Как сообщила заместитель начальника областного управления координации занятости и социальных программ Гульмира ШАКИРОВА, в большинстве подрядных и субподрядных компаний Аджипа систематически задерживается выплата зарплаты и лары (поощрительной надбавки за трудовое участие в размере 1000 тенге в день) отечественным работникам. С начала года там произошло уже 8 трудовых конфликтов – люди возмущались несвоевременной выплатой зарплаты и лары, неблагоприятными условиями труда.
При разборе ситуации выяснилось, что Аджип задолжал 1,2 млн долларов ТОО «ССТ» («Каспиан Констракшн Траст») и 700 тыс. долларов компании «Яманлар». Из-за этого у Яманлар образовалась задолженность перед субподрядным предприятием ТОО «Меир» в размере 25 млн тенге. Аналогичная ситуация в компании «Хемимонтаж», которая из-за отсутствия перечислений от оператора задолжала своим субподрядчикам – ТОО «СДС», «Каскад», «Батыс-Курылыс».
По данным Г. Шакировой, в частности, зарплату вовремя не платят компания «Бейтман» и её подрядчики. Есть жалобы в адрес «Каспиан Констракшн Траст» (ССТ), ТОО «МонтажСтройСервис», «Хемимонтаж», «Адани», «МунайГазКурылыс» и подрядчика «Искер Консорциум» – «Меркурий Seven».
В индийской компании «Пундж Ллойд» задолженность по ларе за январь составила более 8 млн тенге. Причем в последний раз Аджип перечислил лару для работников этой компании в сентябре прошлого года. А с октября до декабря лара выплачивалась работникам за счет подрядной компании, тогда как выплата этой надбавки относится к обязательствам оператора.
Г. Шакирова отметила, что работники ряда компаний недовольны условиями труда. Более 100 водителей ТОО «Дос Саппорт» пожаловались на низкое качество общественного питания, предоставляемого компанией «Тафауат». Рабочие заявили, что если их требования не будут выполнены, они не выйдут на работу. В конце концов им поменяли столовую. В январе этого года против плохих социально-бытовых условий выступили работники «СС ЕРС». В знак протеста они остановили работу на барже «Баскунчак» и прекратили забастовку, только после выполнения их требований.
Директор департамента по контролю и социальной защите населения при Атырауской области Темир ЕСТЕБАЕВзаметил, что хоть Аджип письменно обязался платить лару, данная надбавка не предусмотрена Трудовым законодательством. А значит, ничто не помешает компании отменить её, поэтому профкомам надо добиваться включения пункта о ларе в коллективные договоры. Впрочем, учитывая малочисленность и слабость тамошних профячеек, в это верится с трудом.
– Объёмы работ уменьшаются, компании высвобождают работников, а долги по зарплате остаются, поэтому люди и бастуют. После наших переговоров с работодателями, долги погашаются подчас за 24 часа. Получается, у компаний средства имеются, но они доводят до крайних мер, – сказал замакима области Болат ДАУКЕНОВ.
Директор проекта опытно-промышленной разработки месторождения Кашаган по Аджип ККО Джорджио МАСКАТЕЛЛИзаявил, что долги имеются только по субподрядным компаниям, а задержка лары идёт из-за долгой процедуры расчёта надбавки, и попросил подрядчиков оперативно предоставлять все данные по кадрам. Он также заявил, что принимаются меры для стабилизации ситуации.
К слову сказать, недавно на электронный адрес редакции пришло письмо от казахстанского рабочего, возмущавшегося извращенной системой организации труда на Карабатане. Так, по его словам, операторы передают большую часть работы на проектах крупным подрядчикам, а те, в свою очередь, нанимают до кучи субподрядчиков и т. д. по нисходящей. В результате все сливки снимают компании, оказавшиеся на верхних ступенях иерархии. Как правило, у работников этих компаний хорошие зарплаты и условия труда. Чем ниже по этой «лесенке», тем ниже уровень оплаты и организации труда. В итоге хуже всего живётся и работается людям из отечественных, небольших, ТООшек, в которых права рабочих игнорируются на каждом шагу. В беседе один из чиновников заметил, что вся проблема – в нашем законодательстве, разрешающем при организации работ передавать 70% объёма подрядным компаниям. Это, по его мнению, отрицательно сказывается на организации трудового процесса и негативно влияет на производственные отношения в компаниях нижнего звена.
– Крупные компании, реализующие масштабные проекты, должны привлекать дополнительные мощности, создавать большие отделы кадров и сами контролировать весь процесс. В этом случае, будет с кого спросить и за качество работ, и за нарушенные права работников, – считает беседовавший со мною эксперт.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА