19 февраля текущего года Министерство индустрии и развития инфраструктуры РК запретило экспорт бумажных отходов на два года. Смысл понятен – макулатуру надо перерабатывать внутри страны, развивать этот сектор экономики.
КОНКУРЕНТЫ – РОССИЯ И КЫРГЫЗСТАН
В 2015 году переработчики бумажного сырья Казахстана написали письмо в министерства экономики и внутренних дел и попросили запретить вывоз макулатуры из страны. По их словам, из-за вывоза отходов в Россию и Кыргызстан остаются незагруженными казахстанские заводы по переработке мусора и макулатуры. Кстати, до 2019 года 60% макулатуры вывозилось в Россию и возвращалось к нам в виде салфеток, туалетной бумаги, тетрадей и т.д. И, между прочим, в Казахстане ежегодно производится 5 млрд яиц, только на их упаковку нужно 180 млн лотков, которые делают из бумажных отходов...
И вот теперь атырауские предприниматели, которые занимаются сбором макулатуры, вынуждены отправлять их в южные и восточные регионы Казахстана, где расположены производства по ее переработке. Сбор и поставка макулатуры хоть и является делом полезным для окружающей среды, однако пока остается неприбыльным.
НОВЫЕ ЗАКОНЫ – НОВЫЕ РАСХОДЫ
Мы встретились с директором ИП «Joker» Азилханом БАТЫРОВЫМ, который занимается сбором макулатуры на одной из баз в Элеваторном. Когда я приехал, Азилхан с работниками грузил бумажные тюки в товарный вагон.
- Эти отходы мы собирали на предприятиях города. И горожане тоже сдают макулатуру, но пока активность низкая, - говорит он. – Отходы мы отправляем на перерабатывающие заводы Алматы, Шымкента и Оскемена.
Чтобы заполнить один вагон нужно собрать 150 тонн картонных отходов. На это уходит 1-2 месяца.
- Большую часть использованного картона мы покупаем. Также собираем на городском мусорном полигоне.
- Насколько я слышал, этот бизнес не такой уж и прибыльный.
- Да, сейчас трудно. Отправить один вагон на завод, который находится в 3000 километрах – это большие расходы. В Казахстане килограмм бумажной макулатуры у переработчиков стоит 50-55 тенге. Все это отправляешь на восток и юг на поезде. Нелегко найти вагон, аренда которого стоит 600-700 тысяч тенге. При погрузке нанимаешь технику и двух рабочих. Два дня грузишь, поезд едет до завода 4 дня. 2 дня разгружают, еще один день проверяют доставленный груз. Только после этого они отправляют нам деньги. А после того, как расплачиваешься со всеми долгами, остается не так много.
- А как было раньше?
- До запрета этого года макулатуру мы отправляли в Казань и Омск. Выгодно, дешево и быстро. Например, можно отправлять на грузовой машине. Ведь, скажем, Казань к нам ближе, чем Оскемен. В России килограмм макулатуры стоит 60 тенге, кстати, расплачивались они быстро.
- Значит, запрет совсем не выгоден для вас?
- Вообще, перед тем как внести изменения в закон, надо создавать условия. К сожалению, в Казахстане не так. Запрет усложнил нам работу. Также трудно выигрывать тендеры, организованные компаниями по мусоропереработке. Сбор документов занимает месяц. Мы подавали заявку два раза, но не прошли.
- У Вас нет в планах строительства мусороперерабатывающего завода в Атырау?
- Есть, интерес проявили некоторые инвесторы. Пока это планы, в будущем посмотрим.
Фархат АБИЛОВ
Фото и видео автора