Атырау, 16 ноября 06:47
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 495.95
€ 524.37
₽ 4.98

Зеленоглазое такси, с ценой притормози!

6 224 просмотра

С февральскими морозами в среднем на сто тенге увеличилась стоимость услуг такси. Если раньше минимальная цена была 300 тенге, то сегодня для таксистов это уже не деньги. 

В соседнем Актау проезд из одного конца города в любой другой стоит 200 тенге – факт, проверенный недавно коллегой. Из своего опыта: очень запомнились округлившиеся глаза карагандинского таксиста, когда, проехав по атырауским меркам очень и очень далеко, я протянула ему пятисотку, при этом спросив, устроит ли оплата. Средняя плата за такси 400-500 тенге ещё понятна в Алматы и Астане – там расстояния совсем другие. Но почему у нас оно такое дорогое? 

Когда местным приводишь в пример расценки их актауских коллег, все они в один голос объясняют: там машины ездят на газе, а наш бензин очень дорогой. А ещё они любят ссылаться на дороговизну запчастей, содержание автомобиля и тому подобное. Вот я и решила подсчитать их реальные затраты.

1. Амортизация. Учитывая то, что такси это, как правило, не шикарная иномарка, а поддержанное авто экономкласса, мы взяли машину стоимостью ориентировочно 900 тыс. тенге. Срок эксплуатации автомобиля в среднем составляет 5-7 лет. При расчётах амортизации на пять лет получаем, что в месяц на этот пунктик у нас уходит 15 тыс. тенге.

2. Техобслуживание.  Сюда мы включили замену масла, фильтров и свечей. Замену масла в двигателе необходимо производить через каждые 10 тыс. км, в коробке – через 20 тыс. км, свечи меняют каждые 30 тыс. Замена масла в двигателе нам обойдется в 10 тыс. тенге (вместе с фильтром), в коробке – 10 тыс. тенге, свечей – 5 тыс. тенге. Если предположить, что в среднем за день мы проезжаем 150 км, то 10 тыс. км мы накрутим примерно за два месяца. Получается, что расходы на замену масла в двигателе составят 5 тыс. тенге в месяц,  замене масла в коробке – 2,5 тыс. и свечей – 834 тенге.

3. Шины. Для расчётов мы взяли всесезонку. Шины, по идее, рекомендуют менять два раза в год. При стоимости одной шины в 20 тыс. тенге четыре нам обойдутся в 80 тысяч, это 13 400 тенге в месяц.

4. Ремонт. Расходы на устранение неполадок ходовой в течение года составляют около 100 тыс. тенге, «прихворавшего» двигателя – 50 тыс. тенге. В общем, эта статья расходов будет «съедать» примерно 12,5 тыс. тенге в месяц.

5. Страховка. Итоговая сумма страхования гражданско-правовой ответственности водителя зависит от многих факторов: возраст водителя, стаж вождения, наличие и отсутствие ДТП, срок эксплуатации автомобиля и др. Помимо страхования ГПО, которое является обязательным для всех, водитель, по желанию, может оформить и дополнительное страхование. На этот пункт расходов мы заложили 30 тыс. тенге. В месяц получается 2500 тенге.

6. Бензин.  Самый любимый таксистами пункт, на который они чаще всего ссылаются. Расход на 100 км в среднем составляет от 10 до 15 л. За основу расчетов берем городской режим (это пробки, простаивание на светофорах и т.д.), при котором расходуется 12 литров бензина на 100 км пробега. 1 л бензина (АИ-92) стоит в среднем 90 тенге. При поездке по маршруту протяженностью 10 км придется истратить бензина на 108 тенге.

7. Стоянка. Мало кто из таксистов оставляет свое транспортное средство на стоянке, но мы все-таки включили плату за неё в основные затраты. Итак, средняя плата за охраняемую стоянку – 300 тенге в день, что в месяц составляет 9000 тенге.

По основным затратам мы составили специальную таблицу, чтобы наглядно показать расходы в разрезе года, месяца, дня и даже часа.

Теперь попробуем рассчитать себестоимость поездки на такси. Её средняя продолжительность составляет 15 минут. Если авто перемещается по городу со скоростью 40-50 км/ч, за 15 минут мы проедем примерно 10 км (это как, например, от Балыкши до площади Абая). Путем математических расчетов получаем, что себестоимость 10-километровой поездки, включая все расходы, в т.ч. на бензин – 46 тенге. При вызове такси по телефону плата за проезд на такое расстояние составит 600 тенге; с частниками, если очень сильно постараться, можно сговориться за 500. Получается, что стоимость проезда в атырауском такси больше реальной себестоимости поездки почти в 12 раз!

ЗАЧЕМ 300, КОГДА МОЖНО 500?

Чтобы не работать себе в убыток, таксистам необходимо за день покрыть все расходы, оправдать бензин и заработать на хлеб с маслом, жене на цветы, дитям – на мороженое. Наёмные извозчики, работающие через диспетчеров, за 12-часовую часовую смену должны ещё заплатить в среднем 1200 тенге за рацию. Эта статья расходов их, оказывается, нисколько не пугает.

– Работать на службу такси лучше, чем «бомбить» на улице. На пятачках, где чаще всего собираются таксисты, выстраивается целая очередь. А клиентов бывает по-разному. То один за другим подходят, то приходится ждать по часу, – говорит Арман, один из таксистов службы. – А здесь хорошо. Диспетчеры весь день подкидывают заказы. А когда едешь порожняком, можно клиента по дороге подобрать.

Директор одной из компаний, предлагающих в Атырау услуги такси, приоткрыл завесу тайны и ответил на самый главный вопрос:

– Действительно, по всем экономическим законам стоимость платы за такси, как за любую другую услугу, должна быть обоснованной. Но я отвечу положа руку на сердце: цены на атырауское такси диктует не рынок, а сами таксисты. И зачастую они строятся на стереотипах. Атырау считают ведь одним из самых (если не самым) дорогих городов Казахстана, а значит и жить здесь должны одни богачи. Тут много иностранцев, командированных, которые плохо ориентируются в ценах. Вот таксист и думает: «Зачем брать с человека 300 тенге, если можно взять все 500?»

Вы знаете, у нас ведь, если поступает заказ на небольшую по расстоянию поездку, ещё не каждый таксист согласится за 300 тенге ехать. Обычно, за такие недорогие вызовы берутся молодые и неопытные таксисты, а бывалые будут колесить по городу, «щипать» и ждать от диспетчера заказа на 500 тенге и более. У нас есть таксисты, которые считают, что если заработал за день в районе 5 тыс. тенге, значит не заработал ничего, вот 10 тыс. и больше – это ещё нормально. 

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

* Самыми прибыльными для таксистов являются дни непогоды. В трескучий мороз, изнуряющую жару, в снег или дождь люди предпочитают потратиться на такси, а не мерзнуть на остановках. В такие дни, зная, что клиенту деваться некуда, таксисты, разумеется, поднимают таксу на 100 тенге как минимум.

* Самыми хлебными являются пятница и суббота. «Черный» день на неделе – почему-то среда. В этот день диспетчеры принимают в два раза меньше заказов, чем в другие дни. Да и уличные бомбилы отмечают затишье возле торговых центров и на улицах.

Подготовила Тамара СУХОМЛИНОВА

3 марта 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.