Атырау, 16 ноября 04:53
 будет пасмурноВ Атырау +4
$ 495.95
€ 524.37
₽ 4.98

Что делать, если попался негодный товар

3 929 просмотров


Сталкивались ли вы с ситуацией, когда не подошел купленный товар по тем или иным причинам или вы обнаружили в нём явный брак, но к вашему превеликому сожалению, уже дома? Вот некоторые рекомендации для таких случаев от руководителя отдела защиты прав потребителей департамента по регулированию естественных монополий, зашите конкуренции и прав потребителей Кайрата НУРГАЛИЕВА.

ЧЕМ РАНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Потребитель по закону имеет право вернуть некачественный товар, и ему обязаны возместить его полную стоимость. Как это сделать грамотно и в какие сроки, а также какие категории товаров не подлежат возврату?

От покупки некачественного товара не застрахован никто. В магазинах и супермаркетах попадаются не только испорченные продукты, которые вредят здоровью, но и обувь, разваливающаяся после первой носки, бытовая техника, приходящая в негодность при первом включении, одежда, расползающаяся по швам. В таких случаях вам обязаны обменять некачественный товар или вернуть него деньги, даже если чек не сохранился.

Если вы купили некачественный товар, не откладывайте его возврат. Чем быстрее вы вернётесь к месту покупки, тем лучше. И не забудьте про чек - это основной документ, подтверждающий факт продажи некачественного товара. Вместе с тем, в нём указано не только место продажи, но и время, что позволит доказать дату покупки. При этом вам необходимо знать, что в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» вы можете потребовать по своему выбору, а не по желанию продавца, скидку на не совсем качественный товар; а если вы сами устранили недостатки товара, то вам должна возмещена стоимость этого ремонта.  

Есть и ещё несколько вариантов. Например, по вашему желанию продавец обязан обменять вам товар на аналогичный этой же или другой марки с соответствующим перерасчётом цены в случае разницы, чтобы никто не остался в убытке.

Если продавец начнёт настаивать на том, что это брак производителя и вам нужно обратиться непосредственно к нему, вы, конечно, можете так поступить, но опять же исключительно по своему выбору. В случае вашего нежелания обращаться к изготовителю вы можете требовать всё вышеперечисленное непосредственно у продавца. Приводя в подтверждение своих слов всё ту же ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей».

А как обстоят дела со сроками? Это оговорено   в ст. 17 Закона «О защите прав потребителей». Если товар оказался ненадлежащего качества, то вы можете обратиться с соответствующими требованиями, в течение указанного на нём срока годности, а если срок годности не установлен - то в течение двух лет с момента покупки. Здесь возможны нюансы. Продавец может сказать, что вернуть или обменять товар можно только в течение 14 дней, а после этого срока будет стараться отказать вам в удовлетворении ваших требований. В этом случае вы, как грамотный потребитель, должны знать, что 14-тидневный срок относится к товарам надлежащего качества, то есть к товарам нормального качества, но которые вам не подошли по каким-либо причинам: размер, цвет, фасон и так далее.


ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ БАЗА

Как быть, если главный доказательный документ, то есть чек – утерян? В таком случае покупку товара у конкретного продавца вам придется все-таки доказать. Достаточно будет показаний свидетелей, упаковки с логотипом продавца, серийного номера товара, фото- или видеосъемки процесса покупки и т.п. Всё это закреплено в ст. 18 Закона РК «О защите прав потребителей». И никаких отговорок, типа «снимать в магазине запрещено» не должно быть.

Если  доказательная база тем или иным образом вами собрана, можно смело обращаться к продавцу, предъявив товар. В устной форме потребуйте вернуть деньги или предложите один из вышеперечисленных вариантов. В случае отказа составьте письменную претензию, приложив к ней все имеющиеся доказательства покупки, указав номера телефонов и имена свидетелей. Претензия должна быть написана в двух экземплярах, один – продавцу, второй остается у вас со следующими пометками: дата, подпись и печать продавца о принятии претензии. В большинстве случаев дело дальше не заходит. Обычно продавцы уже на этом этапе стараются как-то решить конфликт, ну, а если придётся идти дальше, то вам уже потребуется квалифицированная помощь со стороны госорганов или общественных объединений по защите прав потребителей.

Также обращаем внимание на то, что при обнаружении потребителем фактов обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно качества товара необходимо обратиться в органы полиции, в чью компетенцию входит рассмотрение подобных дел и привлечение виновных к административной ответственности. Другими словами, вы можете вызвать сотрудников полиции. За обман потребителя  предусмотрена административная ответственность по статье 190 Кодекса «Об административных правонарушении» Республики Казахстан, то есть штраф.

При нарушении ваших прав как потребителя вы можете обратиться в департамент по адресу: Атырау, ул.Кулманова, 156-А, телефон горячей линии 8(7122) 21 31 01.

Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

7 августа 2019, 18:07

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.