«Едемте в рейд!» – неожиданно предложили сотрудники транспортного отдела городского акимата. Но перспектива мерзнуть на продуваемых всеми ветрами остановках и мешать суетным пассажирам в разгар рабочего дня не радовала никого. Поэтому группа временных единомышленников ограничилась брифингом на тему городских автобусных маршрутов.
Идею так и не состоявшегося рейда, как выяснилось, спровоцировало гневное заявление обхамленной кондуктором горожанки, которое до глубины души тронуло акима города. На брифинге отдуваться за всех пришлось начальнику отдела транспорта горакимата Куанышу ИБРАГИМОВУ.
– Сколько минут автобус должен стоять на остановке?
– Автобус может стоять только на конечной остановке, на промежуточных остановках разрешается лишь высаживать и загружать пассажиров.
– С какой средней скоростью должен двигаться автобус?
– Согласно контракту с перевозчиком, автобусы должны двигаться со скоростью 35-40 км/ч.
– Может быть, следует сократить протяженность некоторых маршрутов и увеличить их количество?
– На мой взгляд, нужно оставить всё так, как есть. Потому что в ином случае водители опять начнут устраивать гонки. Сейчас самый длинный автобусный маршрут в городе – 18 км, самый короткий – 10. Кроме того, изменить существующую структуру без тендера я не могу – прокуратура запрещает.
– В автобусах лютуют карманники. Жаловаться кондукторам бесполезно, они не реагируют, тоже боятся. Как же тогда бороться с этим?
– Я не могу им приказать. У кондуктора рабочий день начинается в 7 утра, а заканчивается около полуночи. Преступники запросто могут его подкараулить возле автопарка и покалечить. Думаю, пострадавшим надо немедленно обращаться в ГУВД.
– Почему в эти морозные дни такой напряг с автобусами? Они что, не заводятся? Какие автобусы легче переносят холодную зиму?
На этот вопрос ответил заместитель директора по эксплуатации ТОО «Батыс Транспорт-СИМ» Курмет БАЗАРБАЕВ:
– Оправдал себя автобус «Daewoo». «Hyundai» заводится хуже. Лучшими, конечно, считают немецкие «Man», но они очень дорогие. Ежедневно на маршруты выпускается 100 больших автобусов. Из-за морозов треть из них потом возвращается в автобусный парк с поломками. Чаще всего выходят из строя система отопления, сцепление или система торможения. Ежедневно у нас дежурят 5 механиков. Для оперативного устранения поломок и возврата автобусов на маршруты дополнительно привлечено 6 механиков. Нас подводят водители частных автобусов, арендующих маршруты. Они работают только 5 дней в неделю. Мы постоянно говорим владельцам частных автобусов, чтобы они нанимали несколько водителей для сменной работы, но они и слушать не хотят.
– В мае на тендере вы будете подавать заявку на повышение стоимости проезда?
– Все кондукторы жалуются на нехватку 5-тенговых монет. Надо округлить плату до 50 тенге. Да и цены на всё выросли…
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина