Судя по новостям из Кашагана, трудовые отношения там далеки от идеальных. А чтобы отстаивать права рабочих, нужны сильные профсоюзы. Вопрос в том, есть ли такие профсоюзы сегодня.
ТАЙНАЯ ВСТРЕЧА В ССС
На прошлой неделе в офисе ливанской компании ССС (Consolidated Construc-tion Company), расположенном близ телевышки, прошло профсоюзное собрание. По приглашению председателя Атырауского областного комитета профсоюза строителей Есета УТЕУЛИЕВА в офис компании приехали и корреспонденты «АЖ». Однако охрана не пустила их внутрь буквально со следующей формулировкой: «мало ли что председатель профсоюза говорит, пусть приглашает к себе, а не к нам». А сам Утеулиев после того собрания ни на один из неоднократных наших звонков так и не ответил.
Тем временем в «АЖ» поступают письма такого, к примеру, содержания: «Я работаю на морском месторождении Кашаган. Почему казахстанским рабочим платят так мало? Электрики, работающие в арабской компании ССС, получают 50-60 тысяч тенге, лесомонтажники ССС и Кэйп, таская с утра до вечера тяжелые трубы, зарабатывают 70-80 тысяч. Почему наши высокопоставленные чиновники не занимаются этой проблемой?»
На наш взгляд, как раз вопросы заработной платы, социальных гарантий, условий труда должны поднимать и решать профсоюзы. Ведь все работники подрядных строительных компаний являются членами профсоюза. В 2009 году они переизбрали Есета Утеулиева сроком ещё на 5 лет. На том отчетно-выборном собрании он отметил, что обком профсоюза состоит из 19 первичных профсоюзных организаций, а в компаниях, где они созданы, работают не менее 12 тысяч человек. Сегодня наверняка этих профсоюзных организаций ещё больше.
И В УБОРНОЙ ХОЧЕТСЯ СВОЕГО
Вот ещё какой момент подмечает в своём письме тот же работник ССС: «Наш президент в каждом послании народу говорит, что экономика Казахстана поднимается. Может быть, в целом и поднимается, но, к примеру, на Кашаган привозят натуральный сок из Узбекистана (написано Made in Uzbekistan). Получается, в Казахстане соки уже не производят? Не первый год там работаю, ещё не видел ни одной вещи казахстанского производства. Спецодежда китайская, мыло арабское или индийское, извините, туалетная бумага – российская».
Насколько нам известно, местные власти отслеживают доступ казахстанских предприятий к предоставлению услуг, ратуют за увеличение «казахстанской составляющей». Возможно, они не в курсе, что на Кашаган поступают только импортные товары. Или считают, что это в порядке вещей?
МЕТОДИКА СОКРАЩЕНИЙ БЕЗ ФИНАНСОВЫХ ПОТЕРЬ
А другой наш читатель раскрыл еще одну проблему, которая, впрочем, многим известна.
«Я работал и на Карабатане, и на Кашагане. Сейчас идёт такая тенденция: иностранные компании, нанимая на работу казахстанцев, оформляют их в наши субподрядные компании. Делается это для того, чтобы легко избавляться от неугодных людей и сокращать персонал без финансовых выплат. А субподрядные компании пытаются всеми правдами и неправдами сделать так, чтобы ничего не выплатить человеку при сокращении кадров. Сам прошёл через это. Нужно законодательно обязать иностранные компании принимать на работу наших граждан напрямую, без посредников. Большинство этих субконтрактных компаний по существу занимаются сдачей в аренду рабочего персонала. Этим “славится”, в частности, компания “ССС”. Были случаи, когда ССС переоформляла принятых к себе людей в субподрядные организации. Мы обращались по этому поводу к заказчику. Там разводят руками – всё законно. Между тем в прошлом году на Кашагане бастовали как раз работники субконтрактных компаний».
По словамюриста Александра РОТЕНБЕРГА, если работники считают, что нарушены их трудовые права, они должны об этом говорить с документами на руках. “Только увидев индивидуальный трудовой договор, можно обсуждать те или иные моменты нарушения трудового законодательства”.
Сания ТОЙКЕН
Айнур АСЫЛБЕККЫЗЫ