Атырау, 23 августа 20:14
Ночью ясно+27, утром +31
Курсы Нацбанка: $ 386.04  € 427.77  P 5.88

Премьер-министр Мамин в Атырау ДОПОЛНЕНО    

17 июля в 22:24

Министр энергетики Канат БозумбаевГендиректор ТШО Имер БоннерГлава АО «НК Казмунайгаз» Алик Айдарбеков

В ходе рабочей поездки в Атыраускую область 17-18 июля премьер-министр РК Аскар МАМИН посетил предприятия нефтегазовой отрасли, ознакомился с ходом строительства новых промышленных объектов и провел совещание по вопросам развития местного содержания, нефтегазового машиностроения, а также соблюдения трудового законодательства РК.

В частности, глава правительства побывал на АНПЗ, ТОО «АтырауНефтеМаш», Атырауском заводе полиэтиленовых труб; ознакомился с работой СЭЗ «Национальный промышленный нефтехимический технопарк». Посетил строящийся завод третьего поколения на месторождении Тенгиз, который возводится в рамках Проекта Будущего расширения, реализуемого ТОО «Тенгизшевройл». На заводе ведутся общестроительные работы, прокладка подземных коммуникаций, монтаж резервуаров, установлено 23 сборных модульных эстакады. Уже завершена сборка двух газотурбинных генераторов и технологического модуля. Завершить строительство планируется в 2022 году. Пока же на строительной площадке завода занято около 3300 работников из 25 подрядных и субподрядных организаций.  Аскар Мамин также совершил облет  месторождения Кашаган и острова D, на котором ведется добыча нефти и ее первичная сепарация с дальнейшей транспортировкой по трубопроводу на завод «Болашак».

17 июля днём премьер-министр РК Аскар МАМИН прибыл с рабочим визитом в Атыраускую область. Глава правительства посетил ряд промышленных предприятий области: АНПЗ, ТОО «АтырауНефтеМаш», Атырауский завод полиэтиленовых труб компании «Шеврон»; ознакомился с работой СЭЗ «Национальный промышленный нефтехимический технопарк». Вечером в здании ТШО он провел совещание по вопросам местного содержания в нефтегазовой сфере. 

По мнению выступившего с главным докладом министра энергетики Каната БОЗУМБАЕВА, основной путь развития местного содержания – это увеличение закупок услуг и товаров отечественных компаний. В 2018 году тремя крупнейшими операторами - ТШО, КПО и НКОК - было импортировано товаров на сумму 245 млрд. тенге, а местных товаров было закуплено лишь на 19 млрд. это 7,3%. На остальных проектах местное содержание составило 38%. С учётом того, что объем закупок товаров на 3 крупных проектах составляет 50% от всего нефтегазового сектора, министр считает, что основной потенциал роста для показателей казахстанских товаров, в том числе продукции машиностроения, сосредоточен именно в нефтегазовой сфере. Бозумбаев также остановился на оригинальных производителях оборудования для нефтегазового машиностроения. В целях развития этой отрасли была сформирована рабочая группа с участием всех 3 операторов и отечественных производителей, разработан план мероприятий на 2019-2025 гг. на 58 млрд. тенге. Определены 18 отечественных предприятий, заинтересованных в выпуске продукции в соответствии с требованиями операторов. Одним из резервов частичного замещения импорта является локализация продукции оригинального производителя. Согласно прогнозу министерства, суммарный прогноз закупа продукции тремя операторами на 10-летний период составляет 1,7 млрд. долларов. Оригинальные производители могут создавать локальные предприятия сами или совместно с местными партнерами. Компания НКОК заключила 20 меморандумов по локализации производства, планируется подписание еще 55. Аналогичную работу ведут КПО и ТШО. 

Действенным шагом в этом направлении может стать освобождение местных производителей от уплаты таможенных пошлин и НДС на ввозимые товары для нужд крупных операторов, - считает министр. Он также назвал «чувствительным» вопрос оплаты труда. Речь шла о том, что операторам необходимо проработать тему зарплаты отечественных и иностранных специалистов в их сравнении.

Проект будущего Расширения на Тенгизе отличается особой технологической сложностью, высокими требованиями безопасности, большим объемом работ и привлечением солидных трудовых ресурсов. Реализация ПБР через несколько лет обеспечит рост добычи на Тенгизе более чем на 12 млн. тонн в год. Проект сегодня включает в себя строительство завода третьего поколения, завода по закачке сырого газа в пласт, газотурбинной электростанции, подстанции для обеспечения собственной энергией всего комплекса ТШО, а также бурение 125 новых скважин для управления устьевым давлением. К реализации ПБР привлечены 53 тысяч работников, в том числе 48 тысяч местных и 5 тысяч иностранных, действуют 23 подрядные и 25 субподрядных организаций. 

- Необходимость в квалифицированных иностранных специалистах существует, но при этом есть ограничение квотами, – отметил Бозумбаев. - В нынешней ситуации операторам необходимо произвести анализ зарплат в подрядных и субподрядных организациях, чтобы не было ощутимой разницы. Сейчас же имеются факты, что работники субподрядчика получают меньше, чем сотрудники подрядчика, и условия труда у них хуже. Эту работу нужно провести в короткие сроки.

Заместитель управляющего директора НКОК Ермек МАРАБАЕВ привел данные по местному содержанию НКОК в 2018 году. Доля МС товаров, работ и услуг составила 43,4% (424 млн. долларов). По его мнению, основной целью совместной работы с Союзом машиностроителей Казахстана является размещение заказов у местных компаний. На начальном этапе была организована работа по ознакомлению с продукцией 26 товаропроизводителей по 12 товарным категориям. Для определения технических возможностей были организованы визиты на эти предприятия, расположенные в разных регионах страны. В ходе работы ряд предприятий добился сертификации по стандартам Американского общества инженеров-механиков и Американского института нефти. В их числе ТОО «КазТурбоРемонт»,  ТОО «ЖигерМунайСервис», ТОО «КазАрматура», на очереди ТОО «АтырауНефтеМаш». Для ускорения работы в этом направлении сейчас прорабатываются механизмы новых контрактных сделок, таких, как внедрение ранних тендеров, и изыскиваются возможности для размещения пилотных, то есть пробных заказов. И уже наметились определенные успехи. В частности, для недавнего капитального ремонта НКОК заказал ряд кранов ТОО «Бёмер Арматурен Казахстан». Сейчас НКОК размещает там же новый заказ - на изготовление клапанов.  

- В рамках внедрения МС выявлено несколько проблем. Первое - это несоответствие товаров и услуг местных производителей международным стандартам. Это несоответствие необходимо устранить. Второе – это индивидуальный характер заказов трех операторов: каждый из них закупается по своим процедурам, не принимая во внимание, что можно бы разместить совместный заказ. В-третьих, мы не привлекаем наших машиностростроителей на этапе проектирования, – отметил Е.Марабаев.

Что касается локализации оригинального производства на территории страны, то тут, по его мнению, всё упирается в риск для ноу-хау. Оригинальные производители не хотят допустить распространения секретов своих технологий, и эти опасения звучат на совместных встречах с ними.

- Есть также вопрос инвестиционной привлекательности. Наши проекты завязаны на СРП, в котором предусмотрены определенные налоговые льготы на импорт товаров. А в случае, если мы начнем производить эти же товары здесь… – начал было Марабаев, но премьер-министр не дал раскрыть эту тему, сказав:

-  Этот вопрос не сейчас. 


Зульфия ИСКАЛИЕВА

Фото и видео Нурбейбита НУГМАНОВА

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

10630 просмотровНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3 4