В Казахстане даже на заправках российских компаний бензин стоит примерно в полтора раза дешевле, чем в России, и водители грузовиков и фур, которые живут в приграничье, пользуются этим, чтобы сэкономить. Для большегрузов экономия на одной заправке бака может составить до 10 тысяч рублей, сообщает «Настоящее время».
"У меня заправка автомобиля – 800 литров бак. Если я заправляюсь в России, то 800 литров дизтоплива будет стоить мне 36 тысяч рублей, – рассказывает водитель фуры Вадим Капинцев. – Если я заправляюсь в Казахстане – это получается 26 тысяч рублей. Вот она, ощутимая экономия".
Капинцев работает дальнобойщиком и регулярно перевозит товары между Россией и Казахстаном. Он подчеркивает, что свой большегруз всегда старается заправлять в соседней стране. Стоит переехать через границу буквально в 2-3 часах езды от Оренбурга – как дизельное топливо и бензин сразу начинают стоить примерно в полтора раза дешевле, чем в России.
"Дизтопливо стоит в Казахстане 29 рублей на наши деньги. Бензин стоит 26 рублей. Газ – 10 рублей", – рассказывает дальнобойщик. В России цены на бензин в среднем начинаются с 40 рублей за литр, а цены на дизельное топливо сейчас составляют 43-45 рублей за литр. При этом за год дизельное топливо в той же Оренбургской области подорожало почти на 20% – с 38 до 46 с лишним рублей за литр. Примерно такая же ситуация с бензином. В Казахстане цены на топливо к лету, наоборот, упали.
"Мы общаемся со многими регионами. С Курганской и Самарской областью, с Сибирью, с Дальним Востоком. Курганские перевозчики если едут в сторону Сибири, на восток, и проходят через Казахстан, тоже заправляются именно в Казахстане", – говорит Максим Аржаных, координатор Оренбургского филиала Объединения перевозчиков России.
Владельцы легковых автомобилей из соседних с Казахстаном российских городов также говорят, что ездят за границу за топливом ездят. Причем нередко заправляются газом и бензином именно на заправках российских компаний. Водители говорят, что разницей в ценах в прошлом году воспользовались предприимчивые российские продавцы топлива, которые затем перепродавали его в России. Из-за этого казахстанской стороне даже пришлось ограничить продажу бензина и дизеля россиянам.
"В 2018 году наблюдал такой ажиотаж в Казахстане: были заторы на заправках, машины стояли, – вспоминает Вадим Капинцев. – Оказалось, бензин выдавали лишь по 10 литров, дизтопливо – по 50. Люди начали поднимать вопрос: почему ажиотаж с бензином? Вмешался президент Назарбаев. Оказалось, что российские топливные компании большие объемы скупали, возможно, продавали их здесь".
Независимый финансовый аналитик Виталий Калугин отмечает, что дешевизна топлива в Казахстане связана с системой налогообложения:
"И у нас, и в Казахстане большую роль играют государственные налоги и государственные акцизы. Но в России доля налогов в цене бензина и дизеля доходит до 65-70%, в Казахстане она чуть поменьше", – говорит Калугин.
"В октябре в России снова повысят акцизы, и бензин за счет акцизов вырастет еще на рубль-полтора, – предупреждает эксперт. – Он будет дорожать в связи с государственной политикой, а не дешеветь. Бензин в России, боюсь, дешеветь не будет уже никогда".
Очередное подорожание бензина и другого топлива, скорее всего, вызовет рост цен на продаваемые в России товары. Но, несмотря на недовольство автовладельцев, снижения цен топливо в России явно ждать не стоит.
Как передает Радио Азаттык, глава министерства энергетики Казахстана Канат Бозумбаев в прошлом месяце заявил, что разница в ценах на заправках в двух странах настолько велика, что «нет никакого смысла российский бензин в Казахстан возить». «Боюсь, лишь бы наш бензин контрабандой в Россию не уехал, вот над этим надо работать», — сказал Бозумбаев на пресс-конференции 20 июня.
Источник: «Настоящее время»