5 февраля вступил в силу закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе». Рассказать, какие изменения произошли в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, мы попросили адвоката Нурлана ЖОЛБОЛОВА.
Начнём с преступлений в экономической сфере. Разработчики закона, наверное, хотели поддержать малый и средний бизнес, освободить от непомерных штрафов, а главное, от страха лишиться свободы за экономические преступления небольшой и средней тяжести.
Однако я считаю, что силовики отстояли свои позиции, так как изначально планировалась полная декриминализация 21-го состава экономических преступлений из более чем 70, предусмотренных уголовным законом. Часть из них должны были перевести в разряд административных правонарушений, а часть и вовсе исключить из правовой сферы.
Но на деле исключили лишь три-четыре «мертвых» статьи, как, например, «Обман потребителей», «Регистрация незаконных сделок по недропользованию», «Уклонение от погашения кредита» и т.п. Практически не тронули ст. 222 («Уклонение от уплаты налогов с организаций»). Даже порог, с которого начинается уголовная ответственность за неуплату налога, остался прежним – 2000 МРП. В отличие от ст. 214 («Уклонение от уплаты таможенных платежей»), где нововведением освобождается от уголовной ответственности лицо, добровольно возместившее сумму неуплаченных таможенных сборов, в ст. 222 аналогичную норму не ввели.
В разделе преступлений против личности декриминализирована «подставная» 105-ая статья «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». По этой статье кого угодно можно было подвести под монастырь. Для доказательства достаточно было зафиксированной царапины на руке длиной в полсантиметра и нечётких показаний одного свидетеля – и считай себя судимым за умышленное преступление со всеми вытекающими последствиями.
Кстати, за счёт этой статьи в судах был хотя бы маленький процент оправдательных приговоров. Теперь, думаю, их не будет вовсе.
Статьи по т. н. «коррупционным и иным преступлениям против интересов государственной службы» не претерпели значительных изменений – оттуда изъяли «аресты» (как вид наказания), которые и так никогда не применялись, а сроки лишения свободы оставили те же.
Зато часть 1 ст. 54-ой (обстоятельства, отягчающие уголовную ответственность и наказание) дополнена пунктом, согласно которому отныне совершение преступления сотрудником правоохранительного органа либо судьей с использованием своего служебного положения будет считаться обстоятельством, отягчающим уголовную ответственность и наказание.
Если ранее отсрочка исполнения приговора применялась исключительно по отношению к женщинам, то теперь на отсрочку могут рассчитывать и мужчины, если они в одиночку воспитывают малолетних детей. Теоретически может войти в практику, что мужчины, находясь под следствием, будут разводиться с супругами, чтобы перед судом предстать уже в ипостаси отца-одиночки.
Порадовали законодатели любителей побаловаться наркотой. Теперь незаконное приобретение, перевозка или хранение наркотиков «в крупном размере» (а это до 1 кг марихуаны, до 200 граммов гашиша, до 100 граммов опия и до 1 грамма героина) не является уголовно наказуемым деянием, если, конечно, это не связано с их сбытом, а переходит в состав административных правонарушений.
При обсуждении целесообразности декриминализации части 1-ой этой статьи много говорилось о фактах подброса наркотиков полицейскими. Законодатели, быть может, не знали, что подложить можно и «особо крупный размер», тем более для героина эта норма наступает с веса более 1 грамма, а санкция статьи – до 7 лет лишения свободы с конфискацией.
Серьёзные изменения внесены и в Уголовно-процессуальный кодекс. Так, теперь нельзя будет применить меру пресечения в виде ареста в отношении подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком менее пяти лет (правда, имеются исключения). Ранее этот порог равнялся двум годам.
Проверка лиц, находящихся под домашним арестом, будет производиться не более двух раз днём и не более одного раза ночью. Причём находиться в доме арестованного сотрудники полиции и другие проверяющие имеют право только с разрешения их «подопечного» и не более 30 минут.
Введены нормы, регулирующие применение электронных средств слежения за обвиняемыми.
По делам, где объектом преступления являются интересы общества и государства, право заявить суду о примирении с подсудимым предоставлено прокурору.
Анонимные заявления о преступлении теперь не могут служить основанием для возбуждения уголовного дела.
А вообще, когда государство собирается вводить изменения в законодательство, особенно уголовное, считаю, надо активнее привлекать к обсуждению практикующих адвокатов, судей и прокуроров. Я бы, например, внес предложение квалифицировать взятку как уголовно наказуемое деяние только в случае, если сумма денег или стоимость полученного имущества превышает, допустим, 10 МРП. Поскольку вряд ли от хорошей жизни мелкий чиновник или небольшое должностное лицо берет взятку в 5000 тенге. Таковые можно было бы перевести в разряд административных правонарушений с дальнейшей невозможностью работать на государственной службе. А сейчас за это можно схлопотать от 3 до 7 лет лишения свободы.
Записал Лев ГУЗИКОВ