По опубликованным архивным материалам, за 1921-1954 годы в Казахстане были без вины осуждены более 100 тысяч человек, в том числе 25 тысяч расстреляны. В дни памяти жертв политических репрессий областной историко-краеведческий музей провел встречу с семьями репрессированных атыраусцев. Вот только две судьбы, в которых как в капле отразилась судьба людей, попавших под страшные жернова кровавого сталинского режима.
Акжай КОЙШЫБАЕВА, дочь Койшыбая ЕСЕМБАЕВА:
- Отец работал учителем в нескольких школах Кызылкогинского района, занимался просветительством. Кроме того, в связи с распространением в районе инфекционных заболеваний, получил в Уральске фельдшерскую специальность и совмещал учительство с лечением людей. Был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а также медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Беда в семью пришла в 1949 году: отца объявили «врагом народа» и безвинно осудили на 10 лет. Это не случайно власть выдёргивала и губила лучших сынов казахского народа, интеллигентов и просветителей. Мы остались с мамой, три сына и четыре дочери. Когда его забирали, отец наказал старшему из сыновей дать младшим образование и быть во всём опорой матери.
Сам так и не вернулся. В 1952 году мы получили извещение, что он умер в тюрьме в Актюбинске. Причина смерти не указывалась, и тело нам не отдали. Мама туда ездила и тоже не смогла найти. В 1997 году, после указа президента о памяти жертв политических репрессий, я начала собирать документы отца, восстановила орден и медаль и передала их в областной историко-краеведческий музей.
Назымхан АСАНОВА, дочь Асана БАЙШАКУЛОВА:
- Отец был авторитетным, активным человеком. За ним пришли 6 октября 1937 года и через два месяца расстреляли. Я тогда была ещё в утробе матери, а сестре было всего 2 года. Маму как жену «врага народа» всячески преследовали, однажды кто-то поджёг наш дом, и после этого меня новорожденную и сестру забрала к себе бабушка по материнской линии. Фактически впервые я увидела маму, когда мне было уже 6 лет. Нас, «дочерей врага народа», эксплуатировали в колхозе с малых лет. Помню, как пасли телят и ягнят, босиком собирали урожай в поле. Тяжёлые были дни…
Поздее Назымхан апай смогла окончить 8 классов сельской школы и поступила учиться на швею, но по окончании курсов ей не выдали свидетельство – мол, дочери врага народа не положено. Вот так эта преступная власть преследовала даже детей за несуществующую вину их родителей.
Потом она много лет работала в сфере здравоохранения. Сейчас у неё 30 внуков и 10 правнуков, рожденных от 4 сыновей и 4 дочерей.
Нурбейбит НУГМАНОВ
Фото автора и из архива музея