В «АЖ» обратились работники компании Aker Solutions, занятой на кашаганском острове D.
Они возмущены тем, что им запрещено читать намаз в установленные часы. А в подтверждение своих слов продемонстрировали меморандум от 17 сентября 2010 года, подписанный заместителем директора по производству Бьерсетом ПУАРОМ. Из негоследует, что чтение намаза допускается только во внерабочее время.
“Наши коллеги, такие же работяги, как мы, несколько раз в течение рабочего дня устраивают перекуры вдобавок к двум официально разрешенным перерывам на кофе-брейк. Мы не курим и не пьем, так почему нам запрещают помолиться в течение каких-то 10-15 минут? Тем более мы точно знаем, что высокопоставленные сотрудники Аджипа, чьим подрядчиком мы являемся, без помех выполняют свой религиозный долг”.
За комментариями мы обратились к исполнительному директору компании Aker Solutions Стурле МАГНУСУ. Из его письменного ответа следует, что руководство не запрещает сотрудникам читать намаз и даже выделило для этого специальные помещения на жилых баржах и на стройплощадке. Единственное ограничение – это должно происходить во внерабочее время. Основанием для такого решения стали регулярные отлучки людей с рабочих мест без предупреждения, что является нарушением требований охраны труда и создает угрозу жизни и здоровью остальных. Однажды это уже привело к серьёзным последствиям. А в неофициальной беседе одна из сотрудниц компании рассказала, что сначала рабочим предоставили возможность молиться и в рабочее время, согласно составленным ими же спискам. Эти списки находились у бригадиров. Бригадиры заметили, что вместе с верующими рабочие места стали покидать и другие строители, т. е. элементарно отлынивать от работы. Возникла необходимость принять меры по ужесточению трудовой дисциплины. Работникам, желающим беспрепятственно читать намаз, было предложено сократить оплату рабочих часов с учетом времени, затраченного на молитвы. Но они отказались.
С. Магнус заявляет, что в трудовом законодательстве РК нет нормы, обязывающей работодателя предоставлять перерывы для выполнения религиозных обрядов. А три специально отведенных – для отдыха, обогрева и обеда – входят в оплачиваемое рабочее время. В эти перерывы руководство компании совершать намаз не запрещало и запрещать не будет.
Комментарий заместителя муфтия духовного управления мусульман Казахстана Шейха Мухаммеда Хусейна АЛСАБЕКОВА был категоричен:
– Намаз должен совершаться верующими строго в отведенное для этого время, как предписывает священный Коран. Молитва не занимает много времени, от силы 10 минут. А те, кто запрещает читать намаз, идут против воли Аллаха.
–Но перерывы на совершение религиозных обрядов не предусмотрены трудовым законодательством. И потом, речь идет об иностранной компании, а рабочий процесс проходит в условиях повышенного риска, на море...
– Не мы, а они пришли к нам работать, следовательно должны уважать традиции. Хоть у нас и светское государство, но население в основной массе исповедует ислам. А значит, в иностранных компаниях не должны препятствовать своевременному совершению намаза.
–Мне говорили, что мусульманин, более чем на 90 километров удалившийся от дома, считается «путником», и для него действуют послабления в совершении молитвы. Это так?
– Да, вместо четырёх ракатов он может совершить два. Но если он пребывает в пункте назначения больше 15 дней, то уже считается местным и обязан совершать полное число молитв.
Как вопросы отдыха и приёма пищи в рабочее время регулирует Трудовой кодекс РК, нам рассказал начальник отдела трудовых отношений Департамента труда и социальной защиты Алипкали ДАУЛЕТЬЯРОВ. Согласно ст. 93, перерыв на обед должен быть не менее получаса. Статья 94 гласит, что на отдельных видах работ предоставляются внутрисменные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, которые включаются в рабочее время. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются коллективным договором или актами работодателя, принятыми по согласованию с представителями работников.
Кроме того, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также занятым на погрузочно-разгрузочных работах предоставляются специальные перерывы для обогрева и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан оборудовать помещения для обогрева и отдыха. Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются, помимо перерыва для отдыха и приема пищи, дополнительные перерывы для кормления ребенка, в соответствии со статьёй 188 Кодекса.
Как мы видим, перерывы на совершение религиозных обрядов в нашем трудовом законодательстве не предусмотрены. По мнению А. Даулетьярова, вопросы такого характера должны решаться по согласованию работодателя и работников.
В областной мечети по нашей просьбе выдали график совершения намаза на февраль. В день выхода этого номера «АЖ», 10 февраля, время первого намаза 7.03, второй приходится на 13.49, послеполуденный – на 17.05, вечерний – на 18.57. А заключительный намаз – в 20.27. Как видно, время совершения молитв в течение рабочего дня приходится либо на обеденный перерыв, либо на конец рабочего дня. А значит, серьезных проблем здесь быть не должно?
…Во время подготовки материала я с удивлением обнаружила, как много в моем окружении людей, читающих намаз. Среди них молоденькая родственница, молодые продвинутые парни, работающие в правоохранительных органах и инофирмах, сотрудница иностранной компании. Все они – хорошие сыновья, примерные дочери и прилежные работники. Та, что работает в инофирме, каждый день ездит на работу на Карабатан, она совершает намаз прямо в офисе. Иногда ей везёт, и она остаётся в кабинете одна. А когда нет, то она молится у своего рабочего стола.
– Я давно шла к этому. Всё время находились разные отговорки. Но в один момент я поняла, что должна молиться.
– Но тебе же неудобно это делать на рабочем месте?..
– Это мой личный долг перед Богом, поэтому я не должна ущемлять ничьи интересы.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА