13 марта нынешнего года на месторождении Каламкас в Мангистауской области при бурении одной из скважин произошел выброс газоводяной смеси. А 22 мая водогазопроявление (грифон) там повторилось. Нанесён большой ущерб окружающей среде. В чём опасность грифона, и насколько велика вероятность подобного ЧП в атырауском регионе?
В справочных материалах указывается, что грифон это неконтролируемое поступление нефти, газа и воды на поверхность по естественным и искусственным каналам, происходящее в результате нарушения естественной герметичности залежей нефти и газа или нарушения герметичности стволов скважин при бурении и эксплуатации.
- Месторождение Каламкас разрабатывается уже долгие годы, пробурено очень много скважин, и ближе к поверхности скапливается газ, примерно на глубине 400 метров. Именно эти газы и появились в виде грифонов, - говорит президент ОО «Казахстанское общество нефтяников-геологов Балтабек КУАНДЫКОВ. - И раньше на этих месторождениях происходили грифоны, в результате которых под землю проваливались буровые установки высотой до 30 метров. И любая искра может стать причиной пожара.
Он привел в пример аварию на Мексиканском заливе – в 2010 году на буровой платформе произошел взрыв и пожар вследствие выброса газа из скважины. Тогда погибли 11 человек, а экологический ущерб исчисляется миллиардами долларов, в океан вылилось 5 миллионов баррелей нефти.
ЧТО У «ЭМБАМУНАЙГАЗА»
«АЖ» направил редакционный запрос в АО «ЭмбаМунайГаз», чтобы узнать, имеются ли проблемы по скважинам в Атырауской области. В ответе говорится, что «на сегодня эксплуатационный фонд в четырех НГДУ АО “ЭмбаМунайГаз” насчитывает более 2200 скважин, из них более 2100 – эксплуатационные. Для строительства новых скважин задействованы 8 буровых установок и 25 подъемных агрегатов для проведения капитального ремонта скважин».
На действующих эксплуатационных скважинах профилактическую работу по предупреждению возникновения и ликвидации нефтегазоводопроявлений, открытых газовых и нефтяных фонтанов обеспечивает Атырауский филиал РГП «ПВАСС» (профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба).
Также, согласно ответному письму, буровые и ремонтные работы на скважинах ЭМГ осуществляются подрядными компаниями «под ключ». Каждая подрядная компания разрабатывает и согласовывает Планы реагирования при возможном возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций. При этом в договоре с ЭМГ есть пункт, что подрядчик должен заключить отдельный договор на обслуживание опасных производственных объектов с ПВАСС.
На вопрос «Какие аварийные случаи были зарегистрированы на месторождениях в последние годы?» в ответе указано, что в 2017 году в ходе работ подрядной компании на одной из скважин месторождения С.Нуржанова произошло падение подъемного агрегата типа УПА-60/80. В результате была повреждена мачта вышки подъемного агрегата и согнуто устьевое оборудование, из персонала никто не пострадал.
Пожарную безопасность производственных и социальных объектов ЭМГ на договорных условиях обеспечивает ТОО «Семсер-Өрт сөндіруші». Всего по четырем НГДУ задействовано 11 пожарных частей, 20 единиц техники и около 70 человек личного состава.
ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ
«АЖ» также задал несколько вопросов директору филиала Профессиональной военизированной аварийно-спасательной службы «Ақ берен» Еркину ШПАНОВУ.
- Каков порядок реагирования при аварии на месторождении?
- В первую очередь выезжает дежурный оперативный взвод. На месте создается оперативный штаб, который дает оценку ситуации, принимает решения по привлечению дополнительного количества служб и специальных средств.
- Какие специалисты у вас работают, каково техническое оснащение?
- Большинство наших сотрудников - бывшие буровики, помбуры, машинисты, операторы с большим опытом. Имеются автотранспортные средства, оснащенные необходимыми инструментами и приспособлениями. Люди готовы к выезду на объекты в любое время суток.
- Какие аварии на месторождениях были в Атырауской области? Как и за какое время они были ликвидированы?
- 5 ноября 2017 года на скважине №345 месторождения «Матен» Макатского района произошло газоводопроявление. Оперативная группа выяснила, что противофонтанное оборудование вместе с насосно-компрессорной трубой под давлением «вылетело» из устья скважины. После герметизации устья скважину залили технической водой.
Еще одно происшествие было 22 февраля 2018 года на скважине №351 того же месторождения - во время подъема бурильной установки произошел выброс газа. Наша оперативная группа выехала на место аварии и выяснила, что кроме выброса появился грифон. Наши сотрудники, рискуя жизнью, приступили к ликвадации аварии. Бурильный инструмент находился на глубине 327 метров, а в радиусе 100 метров была опасность газового взрыва. Любая искра могла привести все к пожару. После заполнения пространства специальными веществами грифонообразование остановилось.
- Чем опасны грифоны?
- Грифон - это канал, связывающий ствол скважины с земной поверхностью, по которому происходит газоводонефтепроявление. При грифоне возникает большой риск обвала земной поверхности на больших площадях. Высота грифона может достигать десятков метров, а площадь провалов исчисляться сотнями квадратных метров – там «исчезают» целые буровые установки.
- В Атырауской области были ЧП такого масштаба, как на Каламкасе?
- Если брать что-то сравнимое... В 2007 году на месторождении «Жана Макат» (скважина №А6) произошли открытый фонтан с последующим падением буровой вышки и грифонообразование. На место аварии были проведены обследование скважины и замер загазованной территории. Буровая вышка упала при образовании грифона. Скважина фонтанировала с выделением газонефтяного флюида, высота столба раствора достигала 5-6 метров. Территория буровой была залита им в радиусе 50-60 метров. При выбросе газоводяного флюида произошло самовозгорание скважины. Горение продолжалось около 3 часов, скважина продолжала выброс флюида высотой 25-30 метров, образовался кратер диаметром 8-10 метров, в дальнейшем он увеличивался до 10-15 метров. В дальнейшем для ликвидации аварии была произведена закачка утяжеленного и цементного раствора.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА