Атырау, 24 ноября 06:23
 ясноВ Атырау +1
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Экологи не поняли, на что ушли 14 миллионов

14 742 просмотра

В новом здании библиотеки имени Габдола Сланова состоялся круглый стол по обсуждению итогов исследования состояния животного мира Северо-Восточного Каспия в условиях повышенного антропогенного воздействия.

Заказчиком этого, безусловно, нужного исследования стало управление природных ресурсов и регулирования природопользования областного акимата. Тендер выиграло ТОО «Казэкопроект». И как удалось выяснить из неофициальных источников (ведь распределение бюджетных сумм – великая тайна!), исследования проводились с мая по ноябрь 2010 года на общую сумму 14 миллионов тенге. Это примерно 90 тысяч долларов.

Однако вместо того чтобы поведать о проделанной “Каз-экопроектом” работе, модератор круглого стола депутат областного маслихата Магауйя ЧЕРДАБАЕВ предложил присутствующим выслушать информацию об Аджипе, который заказывал аналогичные исследования Казахскому агентству прикладной экологии (КАПЭ). Депутат объяснил, что отчёт о работе «Каз-экопроекта»  уже был неоднократно заслушан в стенах акимата.

Как отметил в своём выступлении представитель КАПЭ Василий СКОЛЬЗКИЙ, кроме оператора кашаганского месторождения плановыми многолетними исследованиями на Северном Каспии больше никто не занимается. А государственный мониторинг носит эпизодический характер. «В море более двухсот исследовательских станций (точек) Аджипа. Результаты исследований имеют высокий уровень достоверности, и я не понимаю, почему нам так не доверяет население», - сказал Скользкий. Ну и как тут не вспомнить заявление представителей Аджипа по поводу массовой гибели перелётных птиц осенью 2003 года. Мертвых птиц обнаружили на острове Актоты, на буровой «Сункар» и на судах нефтяников. После гибели пернатых, не дожидаясь создания комиссии с участием представителей местных контролирующих органов, аджиповцы решили уничтожить следы происшествия и сожгли большинство тушек птиц. После чего заявили, что птицы, возможно, устали после долгого перелета, потому и упали замертво(!). Теперь, надеюсь, г-ну Скользкому будет понятно, почему мы не доверяем исследованиям, оплачиваемым консорциумом. Будь то гибель птиц, кильки или каспийских тюленей.

Кстати, о тюленях. На круглом столе подметили существенную разницу в подсчётах количества тюленьего стада. По данным российской стороны, 300 тысяч особей, а казахстанской – от 90 до 120 тысяч, дискуссии продолжаются до сих пор. Очередным подсчётом каспийских тюленей уже на этой неделе намерена заняться группа учёных из Казахстана, России, Норвегии, Англии и Эстонии на деньги Аджипа и Дарвинского проекта по биоразнообразию Каспийского моря.

Докладчик также особо подчеркнул бедственную ситуацию с затопленными скважинами, которые в 50-70-е годы прошлого столетия консервировали на суше. А теперь они под водой. Металлоконструкции активно разъедает коррозия. Причём точного их количества до сих пор никто не знает – где-то порядка двух тысяч на территории Атырауской и Мангистауской областей.

– Проблема до сих пор не решается, и хотелось бы обратить на это ваше внимание как депутата, – обратился учёный к Чердабаеву. – Любая катастрофа на Каспии поставит под сомнение любые морские операции.

– Не надо нас пугать, если не знаете точного количества скважин, – отозвался депутат.

Единственным, кто выступил от имени «Казэкопроекта», оказался ихтиолог Аскар КАМЕЛОВ. Он обрисовал катастрофическое положение с осетровым стадом, причём оперировал устаревшими данными на период с 2003 по 2009 год. Охарактеризовал качество морской воды и донных отложений в Северном Каспии как умеренно загрязнённое – пробы, взятые на большинстве станций, показали превышение ПДК по меди и железу в два раза. Тут же выяснился любопытный момент – для анализов на предмет содержания тяжёлых металлов в тканях и органах осетровых предоставлялись тушки, конфискованные у браконьеров. Пойти на такие сомнительные меры пришлось из-за отсутствия разрешения на лов красной рыбы. В тушках оказались почти все виды тяжёлых металлов, но превышений ПДК не обнаружено.

Выступление Камелова вызвало массу вопросов у председателей НПО и представителя КАПЭ, которые поставили под серьёзное сомнение не только верность результатов, но и вообще проведение исследовательских работ как таковых.

–Нет ли дублирования и использования чужих работ? Вы, как учёный, не имели права делать анализы из старой, вялой, неизвестно, в каких условиях хранившейся рыбы. Почему в таком случае не были изменены технические условия тендера? Какие были условия хранения проб воды и донных отложений в ходе их транспортировки в алматинскую лабораторию? – сыпал зал вопросами.

–Всё, что вы здесь рассказываете, я слышала на презентации вашей книги в прошлом году. Где последние по времени исследования? – задалась резонным вопросом председатель ОО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА. – Зачем различным структурам дублировать друг друга, если результаты разнятся? И на что, в конце концов, ушли 14 миллионов денег наших налогоплательщиков?

Ихтиолога выручил депутат Чердабаев, «скомкав» круглый стол взыванием к соблюдению трудового кодекса (дескать, пятница, конец рабочего дня и недели…) и попросив подать все вопросы в письменном виде заказчику – управлению природных ресурсов и регулирования природопользования.

Лев ГУЗИКОВ

3 февраля 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.