Атырау, 7 ноября 10:39
 облачноВ Атырау +3
$ 492.14
€ 528.85
₽ 5.01

«Правила неплохие, но как проконтролировать “пионеров”?

3 002 просмотра

Правительство РК утвердило Правила проведения нефтяных операций на море, внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной экологической ситуации и на особо охраняемых природных территориях. Мы поинтересовались у местных экспертов, каковы сильные и слабые стороны новых правил.

Председатель НПО «Каспий Табигаты» Махамбет ХАКИМОВ: «Составлены они неплохо, достаточно жёстко. Другое дело – как это всё будет применяться. Кроме этого рассматриваются отдельные поправки в Экологический кодекс, вплоть до уголовной ответственности от 2 до 8 лет. Я сам лично присутствовал на коллегии министерства и предложил ужесточить меру наказания вплоть до расстрела, в ответ министр засмеялся и сказал, мы же в цивилизованной стране живем. Но чем Китай не цивилизованная страна? Там в 2009 году директора компании «Синопек», которая, кстати, собирается работать на нашем химическом комплексе, приговорили к расстрелу».

Руководитель ОО «Глобус» Галина ЧЕРНОВА: «Самый сильный момент – это пункт №9: ”Нефтяные операции на море и внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной экологической ситуации и на особо охраняемых природных территориях производятся недропользователями в соответствии с требованиями по рациональному и комплексному использованию недр в порядке, определяемом Правительством РК”. Т. е. любые ссылки на местные органы власти будут неправомерны и неуместны. В целом новые правила отличаются большей конкретикой, чем прежние. Но изъяны есть. Непонятен вопрос управления рисками и угрозами. Сегодня на Каспии не действует ни одно положение, которое бы регулировало нефтяные разливы и аварии. В мире хорошо разработаны международные правила по регулированию ответственности в случае разлива, чего не скажешь о транспортировке углеводородов с использованием трубопроводов. А для Каспия, в частности для Кашаганского проекта, где углеводороды будут транспортироваться через внутрипромысловые и выкидные нефтепроводы, особенно актуальна разработка именно этого законодательства. Ни у казахстанского, ни у международного сообщества нет морского экологического законодательства, и новые правила, к сожалению, не содержат эту часть».

Председатель НПО «Арлан» Макс БОКАЕВ: «Я не специалист в нефтяном деле. Но несколько раз на круглых столах я говорил, что в данный момент у нас нет специалистов, которые знают бурение на море и суше лучше, чем американцы, а если есть, то их очень мало. У нас нет четко оформленной структуры при МЧС или министре нефти и газа, которая бы сказала, что мы можем контролировать разработчиков. Что касается правил нефтяных операций на море – всё это началось после аварии в Мексиканском заливе. Недавно президентская комиссия, которая расследовала эту аварию, вывесила на своем сайте отчет. Оказалось, что виноваты и нефтяники, которые допустили эту аварию – были там два-три технических промаха, и государственные регулирующие органы. Выяснилось, что у чиновников, которые должны были контролировать, не хватило ресурсов: финансовых и технических. Это с их-то передовой техникой. Тогда что говорить о нас? И вообще, я не понимаю, как можно контролировать пионеров этого дела? Нам бы хотя бы быть наравне с ними. Возможно, сами правила не плохие, но у нас элементарно нет грамотных людей, которые могли бы контролировать ведение нефтяных операций на море».

Сауле ТАСБУЛАТОВА

26 января 2011, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.