Атырау, 7 декабря 17:53
 ясноВ Атырау -3
$ 504.49
€ 587.73
₽ 6.57

50 оттенков местного содержания

4 998 просмотров


Тема местного/казахстанского содержания в крупных нефтегазовых проектах в нашей стране, и в первую очередь в Атырауской области, обсуждается всё более активно. Вроде бы все «за», в том числе сами компании-операторы, которые обязаны регулярно отчитываться об этом показателе. Но вопросы остаются, и есть люди, которые очень плотно этим занимаются.

Недавно в Атырау в рамках региональной нефтегазовой выставки советник председателя ассоциации "Казэнерджи" Арман САТИМОВ выступил с серьёзной лекцией под немножко игривым названием "50 оттенков развития местного содержания", организованной Советом по развитию стратегических партнёрств "Petrocouncil" при "Казэнерджи" и НПП "Атамекен". В качестве предисловия он сообщил, что её содержание может быть интересно компаниям, которые не вошли в нефтегазовый бизнес, но хотят войти или компаниям, которые работают в этой сфере, но по какой-то причине остановились и не могут найти дальнейшие направления. Сатимов долго собирал материалы на различных форумах, заседаниях рабочих групп, а также в ходе бесед с представителями государственных организаций,  экспертами, владельцами предприятий, дипломатами.

«БЫВШИЕ ПОСТАВЩИКИ»

По его словам, он пока идентифицировал не «50 оттенков» местного содержания, а около 30, но поиск продолжается. И поделился несколькими кейсами. 

Один из них называется «Бывшие поставщики» / Former Suppliers.

- Мы зачастую ищем компании на зарубежных форумах в Италии, Голландии, Великобритании, Норвегии и так далее, и стараемся привлечь их к нам. Забывая, что в Казахстане уже есть большое количество компаний, в основном иностранных, которые когда-то были поставщиками услуг или товаров. Они уже знают Казахстан, условия работы, менталитет своих заказчиков, у них есть базы логистики, инфраструктура, местный персонал. И эти компании хотели бы заново развернуться, увеличить свой оборот. Например, компания «Тенарис», которая долгое время  была поставщиком трубной продукции в нефтегазовые проекты Казахстана. Сейчас «Тенарис», инвестировав 40 миллионов долларов, построил в свободной экономической зоне морпорта Актау завод, который начинает выпускать трубы для Тенгиза и других нефтегазовых проектов. Поскольку предприятие считается местным, компания получила автоматическое право на длительный контракт и конкурентное преимущество перед зарубежными поставщиками такой же продукции. Сейчас там работают 60 человек, 95% - казахстанцы.

По этой же схеме, как уверяет Сатимов, можно создать в нашей стране от 30 до 70 новых предприятий, превращая иностранных поставщиков в местных производителей.

«РАННИЕ ТЕНДЕРЫ»

"Ранние тендеры" / Early Tenders - еще один кейс, который, по мнению Сатимова, положительно влияет на казахстанское содержание. Его уже достаточно активно применяют.

- За 2-3 года до начала крупного проекта Оператор проводит конкурс и дает возможность заранее к нему подготовиться. Компании понимают, что нужно оператору: вид продукции, объем, длительность исполнения – и казахстанский завод или местный инвестор может найти иностранного партнера, создать совместное предприятие. Эта схема применяется с 2015 года на Карачаганке, сейчас и на Кашагане. Это удобно: есть время всё организовать, построить завод, цех, обучить людей, наладить сертификацию и начать выпуск продукции. Важно чтобы нефтегазовые компании расширяли список покупаемых изделий и передавали на ранние тендеры, где по умолчанию понимается, что этот объем действительно будет освоен местной компанией или совместным предприятием с участием местного партнера.

«МАЛЫЕ ПОРТНЫЕ»

Кейс «Малые портные» / Small Tailors появился в результате общения с руководителями небольших компаний:

 - Я часто встречаю выставках представителей небольших предприятий, спрашиваю, что они выпускают и как к этому пришли. Есть молодые бизнесмены, у которых нет больших денег для создания крупного СП, но есть, скажем, 1 или 2 миллиона долларов. Эти ребята находят владельцев технологий, работающих в разных странах мира, которым неважно, в Казахстане это или ещё где – главное, нужен партнер, который купит у него технологию, возьмет франшизу и начнёт выпускать здесь какую-то продукцию: гайки, болты, фитинги, фланцы и так далее. Вместе с технологией идет обучение, передача нового опыта. Мы привыкли что франшиза развита на простых рынках, например, в сетевых системах питания или в торговле товарами народного потребления, но нефтегазовой сфере это тоже можно применить. И сейчас появляются новые модели распространения, такие как e-licence, e-patenting, white label, subscription. Эти молодые фирмы   начинают участвовать в тендерах, и нефтегазовые компании, видя достаточно хорошую продукцию, покупают у них еще больше – постепенно объём растёт, начинается выпуск других видов, малые  предприятия становятся цехами, заводами. И таких компаний в Казахстане я уже насчитал около 18. Они разные. Этот кейс может быть интересным для малого бизнеса.

Оказывается, в 2015 году между ТОО «PSA», "Казэнерджи" и департаментом внешней торговли Великобритании была создана рабочая группа по продвижению британских компаний в Казахстан, и вначале желающих было около 400.

- Но для того чтобы быть успешным в новой стране,  недостаточно просто прийти и сказать «вот мой вебсайт, вот моя продукция, покупайте ее». Когда приходишь в страну, ты уже должен проинвестировать или создать представительство, а затем уже создавать совместное предприятие. По этому принципу в течение двух лет сформировался список 20 британских  компаний, которые реально хотят проинвестировать и создать производства в нашей стране, найдя при этом казахстанского партнера, который поможет им на местном рынке. Представьте, что 20 компаний – это 20 новых заводов, цехов. По такой схеме, можно работать и с ещё несколькими странами, у которых уже сложились достаточно тесные торговые и технологические отношения с Казахстаном.

«СДЕЛАННЫЕ В СТРАНЕ»

Между тем, по словам Сатимова, сейчас у нас началась обсуждаться еще одна интересная вещь: in-country value – «сделанное в стране». Она включает в себя развитие местного персонала, товаров и услуг, которые производятся в конкретном регионе.

Казахстан начал свою независимую нефтегазовую деятельность с 1991 года. Первые законы о нефти, о налогах появились немного позже, в середине 90-х.

- Понятно, что норма местного содержания тогда была скорее условной - это была небольшая строчка, что компании должны заниматься развитием МС. С начала 2000-х годов начали заниматься этим вопросом более детально. Но тема казахстанского содержания в существующей форме уже немного приелась, поэтому подход in-country value может дать какой-то новый импульс. Даже при окончании контракта предприятие останется и будет продолжать участвовать в других тендерах.

Сейчас в Казахстане добыча нефти растет и имеет хороший потенциал, развиваются крупные проекты.

- Этот тренд сохранится как минимум до 2040-х годов. За это время нефтяная отрасль Казахстана, по оценкам экспертов, может принести доход примерно 1,5-2 трлн. долларов. Этот пирог - доходы государства и крупных недропользователей, но также и компаний, осуществляющих поставку товаров, работ и услуг. Поэтому местное содержание ещё долго будет очень актуальным.

Подготовила Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

23 апреля 2019, 09:32

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.