
На территории Атырауской области есть как минимум три старые «фонящие» нефтяные скважины, которые не только служат внушительным фактором загрязнения Каспия, но и потенциально грозят, не побоюсь этого слова, экологической катастрофой.
В Комитете геологии и недропользования РК на запрос «АЖ» ответили, что кадастр нефтегазовых скважин в пределах казахстанского сектора Каспийского моря составлялся последний раз 9 лет назад, и было это в рамках республиканской бюджетной программы «Ликвидация и консервация нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин».
Так вот, в 2019 году было обследовано 1262 скважины: 426 в Мангистауской области и 836 в Атырауской. По результатам обследования рекомендовано было к ликвидации 11 скважин в зоне возможного подтопления.
Не то чтобы остальные скважины не представляют никакой угрозы - просто их время еще не пришло. Из мировой практики известно, что за десятилетия нефтедобычи из любого месторождения извлекается лишь одна третья часть запасов. Так как вторичная добыча малоэффективна и слишком затратна, залежи нефти обычно консервируют. Со временем в недрах восстанавливается пластовое давление, и в прохудившихся из-за сероводородной коррозии скважинах начинается утечка нефти. Например, такое происходило на месторождениях Аксарай в Астраханской области России. Впрочем, и у нас было такое: сотни выбросов, аварии на скважинах Тенгиза в период 1980–2008 годов привели к переселению жителей поселков Каратон, Кенарал, Сарыкамыс.
КИПИТ ИХ РАЗУМ ВОЗМУЩЁННЫЙ
«Старые скважины ликвидированы», - утверждает председатель комитета геологии и недропользования Акбатыр НАДЫРБАЕВ. По его данным, в период 2002-2009 годов на море ликвидировано 47 скважин, на суше – 52. К 2016-м к ним добавились 31 ликвидированная скважина: 1 в прибрежной зоне Каспийского моря в Курмангазинском районе, 23 в Актюбинской области и 7 в Мангистауской.
Однако остаётся вопрос насколько своевременно они были ликвидированы? Все эти 6 лет, получаются, они фонили и убивали всё живое на многие километры.
Нам, городским жителям, неведомо как одна вонючая скважина может отравить всё в округе, но жители села Жанбай Исатайского района испытали это на себе:
- Около полугода мы наблюдали, как неподалёку от нашего села кипела старая скважина. Это было ужасно: круглосуточная вонь, мы даже не открывали окна, - говорит один из жителей этого села. - Детям строго настрого запретили приближаться к той трясине, но она их манила, и Аллах свидетель – мы всем селом гоняли их оттуда. К счастью, никто не упал туда, ни люди, ни скот.
Селяне рассказывает о событиях 2013 года - тогда в 800 метрах от села старая скважина вдруг забурлила кипящей массой подземных газовых растворов. Выяснилось, что ранее на этом участке велись буровые работы, но впоследствии по неизвестным причинам они были приостановлены, и площадку засыпали грунтом. По словам местных жителей, место, где ранее находилась буровая скважина, затопило водой, а вся растительность в ее окрестностях была выжжена.
Что сейчас происходит с этой скважиной? В том же ответе на запрос «АЖ» сообщается, что сейчас скважина №С-7ПО, пробуренная ТОО «Потенциал Ойл» в 2006 году, ликвидирована за счёт собственных средств ТОО и не представляет экологической опасности. Тамошние жители говорят, что 5 лет прошло, а на том месте земля так и не ожила.
ОРГАНИЗМ НЕ ВЫДЕРЖАЛ
Напомним, гибель животных в казахстанском секторе Каспия отмечалась не раз. Самый массовый мор был в 2000 году, когда на берег выкинуло тысячи туш мертвых тюленей. Причиной их гибели тогда назвали хронический токсикоз. Вышло так, что в силу биологических особенностей в организме морских животных накапливались нефтяные токсины, это привело к резкому падению иммунитета и подверженности их инфекционным заболеваниям. …
Весной 2006 года погибли больше 300 тюленей. Спустя еще год трагедия повторилась в больших масштабах - количество тюленей, найденных в районе месторождения Каламкас, приблизилось к тысяче. Еще через три года число погибших животных исчислялось сотнями. Примерно столько же их находили в последующие годы в разных местах вдоль побережья.
Такие беды, к слову, не только в нашей стране. Все прикаспийские страны, добывающие нефть в Каспии – Иран, Туркмения, Россия, Азербайджан - имеют схожие проблемы со старыми протекающими скважинами.
ГЛЯДЯ ИЗ АСТАНЫ
Видят ли моряки нефтяные пятна от прохудившихся старых скважин? Директор местного представительства Ассоциации рыбных хозяйств Салауат ТЛЕПБЕРГЕНОВ недавно выходил в море и уверенно говорит, что таковых приблизительно районе 50 километров от устья реки и дальше в Каспии не видел. Более того, не как эколог, но как человек, знающий и любящий Каспий, он уверяет, что те скважины, которые находятся на побережье сейчас, при нынешних условиях, когда море на глазах мелеет, опасности не представляют. Это радует.
А теперь о тех, что представляют опасность даже на взгляд комитета геологии и недропользования. По словам главного эксперта управления геологической информации КГН Тимура КАЛЕЛОВА, на данный момент точно известно о скважине, которая отравляет территорию на многие километры, и находится она площади Прорва Морская Г-1. Сейчас она в затапливаемой зоне Каспийского моря на территории нашей области. В прошлом году на ликвидацию скважины было выделено 52 миллиона тенге, но работы так и не были проведены, а средства возвращены в бюджет. Известны также скважины Л-30J и ET-4 на площади Лиман в Исатайском районе, они тоже рекомендованы к ликвидации. Стоит отметить, все вышеупомянутые аварийные скважины находятся на государственном балансе. И когда-нибудь изоляционно-ликвидационные работы по ним будут проведены, уверяют в комитете. Более того, обещают составить новый кадастр бесхозных аварийных нефтегазовых скважин, но когда точно это произойдет - неизвестно. А пока что доподлинно происходит на море – знают только его обитатели и сами нефтедобыващие компании.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
В Атырау -3