2 апреля в Атырау открылась инклюзивная мастерская «Венера» для детей с ограниченными возможностями. Дата выбрана не случайно, ведь 2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме, который направлен на привлечение внимания общественности к этой теме.
Мастерская, созданная на выигранный грант проекта «Жарқыра» ТШО и ФондаЕвразия Центральной Азии , ориентирована на работу с детьми с аутизмом, детским церебральным параличом, синдромом Дауна и другими особенностями развития.
Но, по словам директора центра Гульбарам ЕРМУХАНОВОЙ, здесь сработал не только грант, деньги собирали «всем миром» - проводились благотворительные акции, ярмарки.
- Я сама мама особенного ребенка, - говорит Гульбарам. – Его не принимали в детский сад, школу, и я взялась за эту работу, чтобы дать шанс не только ему, но и другим детям. Я не одна, со мной такие же мамы, мы всегда друг другу помогаем, поддерживаем.
По ее словам, центр рассчитан на 20-25 детей в возрасте 5-15 лет, ими будут заниматься специалисты: логопед-дефектолог, педагоги по арт-терапии и логоритмике, тьютор (специалист по индивидуальным программам обучения). Для развития представлений о собственном теле, восполнения дефицита сенсорного опыта создан зал сенсорно-динамической интеграции, оборудован зал адаптивной физкультуры.
Помимо профильных специалистов в центре будут работать несколько кабинетов АВА-терапии, в которых, основываясь на индивидуальных способностях ребенка, его будут готовить к самостоятельному освоению окружающего мира. Кроме педагогов и специалистов, детям помогают студенты-волонтеры Атырауского педагогического колледжа.
Педагог с 24 летним стажем Айман НУРМУХАНОВА совмещает работу учителя в гимназии с обучением особенных детей в центре.
- Мой второй ребенок Дамир рос обычным мальчиком, но после операции и прививки АКДС в возрасте двух с половиной лет у него появились признаки аутизма, стала исчезать речь, а ведь до этого он посещал детсад и разговаривал на двух языках. Я не верила, не хотела верить, но собралась и стала делать для него всё, что в моих силах, - говорит Айман.
Ей помогает старший сын – он является тьютором своего младшего брата, всегда рядом, играет с ним – именно такая методика помогает особенным детям адаптироваться в обществе.
- Сейчас он смотрит в глаза, есть положительные изменения, мы общаемся с ним с помощью пексов – специальных карточек для аутистов, - продолжает Айман.
ПЕКС – система, обучающая детей использовать картинки для просьб, комментариев и описаний, а в конечном итоге и для разговора. Она способствует развитию устной речи и является ее моделью, просто вместо слов в ней используются изображения.
Мама 8-летнего Имрана – одна из тех, кто начинал проект вместе с Гульбарам. Ее сына тоже не приняли в школу.
- Сейчас мы можем говорить - если раньше он произносил 1-2 слова, то сейчас уже может составлять небольшие фразы. Это прорыв. Мы часто выходим, гуляем, идем в торговые центры, специально кушаем в многолюдных местах, чтобы такие особенные дети привыкали, адаптировались - именно так формируется связь между детьми и обществом. Второй сын Ибрахим всегда помогает брату, он – его тьютор. Я очень рада, что в нашем городе появился такой центр.

Принявший участие в открытии центра аким области Нурлан НОГАЕВ отметил, что одной из наиболее актуальных проблем сегодня является социальное развитие детей с ограниченными возможностями:
- Вы прекрасно знаете все проблемы этих детей и их родителей знаете, как им помочь. Мы со своей стороны готовы приложить все усилия для создания таких центров. Они необходимы. Сейчас стоит вопрос об открытии подобных центров и в районах.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото автора
В Атырау +4