В конце прошлого года заместитель министра нефти и газа РК Асет МАГАУОВ заявил, что решён вопрос перевода всех казахстанских НПЗ с 2014 года на стандарт Евро-5 – минуя Евро-3 и Евро-4. Эти слова взбудоражили многих. Ведь ранее планировалось, что с 2014 года Атырауский НПЗ перейдет на выпуск бензина стандарта Евро-3. Для этого на заводе как раз и начато строительство комплекса по производству ароматических углеводородов (КПА) стоимостью 1 млрд 40 млн долларов. Китайская компания «Синопек Инжиниринг» уже приступила к работе. Поэтому мы решили задать несколько вопросов главному инженеру АНПЗ Кайрату УРАЗБАЕВУ.
– Кайрат Кулымович, разве стандарт Евро-5 возможен в рамках КПА?
– Пуск в эксплуатацию комплексов по производству ароматических углеводородов и глубокой перегонки нефти позволит нашему заводу освоить выпуск моторного топлива, соответствующего стандарту Евро-4. Однако с каждым годом требования к качеству моторного топлива ужесточаются. Поэтому проектирование комплекса глубокой переработки нефти осуществляется уже с учетом перспективы перевода завода на уровень Евро-5.
– Какое дополнительное оборудование для этого понадобится?
– Мыпредусматриваем использование современных технологий, которые позволят в дальнейшем минимизировать капитальные затраты и монтаж дополнительного оборудования для уровня Евро-5.
– В состоянии ли «Синопек Инжиниринг» выполнить проект по модернизации завода до уровня Евро-5?
– Компания «Синопек Инжиниринг» выполняет детальный инжиниринг и строительство «под ключ» проекта КПА по ранее разработанному базовому проекту, выполненному АО «Омскнефтехимпроект». Подрядчик же по строительству комплекса глубокой переработки нефти, ориентированного на уровень Евро-5, будет определён после завершения базового проектирования комплекса глубокой переработки нефти, которым сейчас занимается всё тот же «Омскнефтехимпроект».
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Справка «АЖ». За 2010 год Атырауский НПЗ переработал 4,3 млн тонн нефти и произвел 2 млн 73 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, в том числе: автомобильных бензинов – 600,8 тыс. тонн (доля высокооктанового – 36,95%), дизельного топлива – 1 млн 258 тыс. тонн (доля экологически чистого – 47,9%), уайт-спирита – 1,8 тыс. тонн, реактивного топлива – 65,6 тысяч тонн, печного топлива – 146 тыс. тонн.