
«Нужно различать изучение и живую практику языка. Из-за того, что многие не до конца понимают эту разницу, они годами изучают английский без особого успеха», - говорит профессиональный тренер Динара БЕЙСЕН. Главное, по её основанному на своём преподавательском опыте мнению – грамотно организовать время и правильно подобрать программу.
Динара изучала переводческое дело в Петропавловском Северо-Казахстанском университете им. М. Козыбаева и международные отношения в КИМЭП. Работала руководителем международного отдела в Казахско-Американском университете, и.о. проректора по внешним и студенческим вопросам. На протяжении ее студенческой жизни и карьеры у Динары было любимое хобби, которое она превратила в дело жизни. И вот уже лет пять она преподает английский по собственной авторской программе обучения в Астане, а чтобы ее студентам было, где практиковать, она организовала Talk-площадку. Спикеры, все без исключения наши соотечественники - молодые люди, добившиеся успеха в своей сфере и свободно владеющие английским, они делятся опытом и отвечают на вопросы слушателей.
ГРАММАТИКА НУЖНА НЕНАВЯЗЧИВАЯ
-Динара, расскажите, кто и для чего сейчас учит английский?
- Возрастной диапазон моих учеников - 25-55 лет, хотя, конечно, есть помоложе и постарше. Род деятельности самый разный: госслужащие, банковские работники, юристы, врачи, айтишники, дизайнеры и т. д. Учат в основном для работы, смены деятельности, новых возможностей. Кто-то хочет комфортно путешествовать, понимая иностранную речь, кто-то - для себя, для своего развития, кто-то хочет смотреть фильмы и слышать любимых актеров в оригинале, кто-то - чувствовать себя комфортно среди продвинутых сверстников.
- Мысль о грамматике, которую нужно долго и нудно учить, убивает. Можно ли обойтись без нее, и вообще с чего начинать?
- Сейчас очень модно строить методики и программы, избегая грамматики, чтобы облегчить в кавычках жизнь ученикам. Но базовая грамматика обязательно нужна. Почему она всеми воспринимается как нечто скучное - потому что изначально в школах нам ее неправильно преподносят, а именно, как свод правил. А если рассматривать грамматику как конкретные речевые инструменты, позволяющие нам говорить, то восприятие будет совсем другим. На начальном этапе важно не углубляться, а постепенно дополнять базовую конструкцию, тогда обучение будет несложным и увлекательным.
- В интернете полно руководств и советов: таблицы с неправильными глаголами, карточки со словами, сериалы для изучения. Что из всего этого работает, а что нет?
- Работает всё, другой вопрос - что-то подходит одному и не подходит другому. Поэтому нужно пробовать и отбирать. Интернет сейчас позволяет обучаться свободно и бесплатно - грех этим не воспользоваться. Начинать нужно с простых занятий, объясняющих, из чего состоит язык, потом переходить к изучению слов. Когда вы поймете, как строится предложение и наберете неплохой словарный запас, можно переходить к более углубленному изучению через тексты, видео, песни.
МОЗГ «НА ПРОКАЧКУ»
- В процессе изучения рано или поздно сталкиваешься с проблемой падающей мотивации: лень идти на курсы, нет времени на домашние задания. Что посоветуете?
- Отсутствие или недостаточная мотивация - это нормально, поэтому важно не ругать себя и не злиться. На нашу продуктивность влияет масса вещей, и не всё зависит от упорства. Например, просто физически или психологически чувствуешь себя не очень. Тут нужно уметь договариваться со своим мозгом, обхитрить его. Например, скажите себе, что выучите не 100 слов, а сколько успеете за 5-10 минут - иногда затягивает, главное начать. Или же через поощрение: вот сейчас я позанимаюсь, а потом посмотрю любимый сериал.
- Для правильного произношения, образно говорят, язык нужно качать как мышцы в спортзале…
- Да, абсолютно верно. Нужно каждый день по 5 минут читать вслух - это помогает тренировать речевые мышцы и готовить мозг к тому, что у вас в арсенале появляется еще один язык. Для красивого произношения можно слушать и повторять за говорящим, пытаться перенять его манеру, интонацию. Если это делать каждый день по 5-10 минут, результаты будут видны уже через месяц.
-Для профилактики старческой деменции советуют изучать другой язык. Много ли у вас возрастных, желающих «прокачать» мозг, и что из этого выходит?
-Да, возрастные ученики есть. И приходят они, в первую очередь, чтобы начать говорить на английском и иметь возможность использовать язык, например, в путешествиях. Процесс изучения любого иностранного языка делает наш мозг гибче, поэтому это скорее не цель, а приятный бонус. Несколько лет назад на конференции я познакомилась с одним строителем, он рассказал, что начал учить язык, чтобы поддержать гибкость и работоспособность мозга. Он учил самостоятельно через чтение книг, прослушивание, не особо углубляясь в грамматику, потом уже начал ходить в американский уголок у себя в Костанае, чтобы практиковать язык, туда в основном ходит молодежь. Он говорил, что среди них приобретает колоссальную энергию и задор, что это его здорово подстегивает. Поэтому, согласна, мы всегда получаем больше, чем просто изучение языка.
НЕЗАБЫВАЕМОЕ ДЕТСТВО
- Поделитесь лайфхаками, как выучить язык, не усложняя себе жизнь? Возможно ли такое в принципе?
- Возможно, если весь материал поделить на маленькие порции, изучая и практикуя язык на ежедневной основе. Здесь главное, регулярность – лучше заниматься не раз в неделю по три часа, а каждый день по полчаса. Если вы с нуля, то можно начинать с просмотра простых видео по грамматике, чтобы понять, как слова складываются в предложения, как преобразуются эти слова, начинать строить простые конструкции, постепенно наращивая лексический запас. И уже потом начинать практиковать. Важно различать изучение и практику языка. Изучение - это всего лишь понимание теории и знание определенного количества слов, всё остальное - дело практики. Учить нужно буквально пару месяцев, а потом практиковать. Еще один отличный способ – проанализировать, в какое время суток лучше всего закрепляется материал, потому что бывает, что люди записываются на вечер, а им комфортнее осваивать материал рано утром, поэтому есть смысл просыпаться на 15-20 минут раньше, чтобы подучиться с утра.
- На каникулах многие родители отправляют детей в языковые школы. Насколько оправданно такое решение, или это деньги на ветер?
- В младших классах особого смысла нет. Начиная с 6-7 классов - дорого, но оправданно. По личному опыту скажу, в седьмом классе я тоже была в детском школьном лагере с носителями языка, и до сих пор помню какие-то отрывки того, как мы строили речь, какие упражнения выполняли, как разговаривали, играли, задавали вопросы. Это ещё один отличный этап, ведь обучение - процесс многоэтапный.
Сауле ТАСБУЛАТОВА
В Атырау -2