Атырау, 26 апреля 09:16
 ясноВ Атырау +28
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Вступление Токаева в должность и «конституционные противоречия»

6 345 просмотров

Фото: Азаттык




Насколько законно переименование Астаны в Нурсултан без референдума? Сможет ли Токаев воспользоваться всеми президентскими полномочиями? Азаттык попытался выяснить мнение экспертов.

ПОЧЕМУ НЕ ПРОВЕЛИ РЕФЕРЕНДУМ?

Одной из первых инициатив временного президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева стало предложение о переименовании Астаны в Нурсултан (или Нур-Султан) в честь его предшественника. Ее он высказал прямо на церемонии приведения к присяге 20 марта, которая прошла на следующий день после обращения к народу Нурсултана Назарбаева, сообщившего о досрочном сложении президентских полномочий.

Предложение вызвало как мгновенную реакцию других ветвей власти, так и бурные обсуждения в обществе. Один из вопросов, которым, в частности, задавались люди: «А есть ли у Токаева право вносить измнения в Конституцию?».

Специалисты в области конституционного права, с которыми удалось пообщаться репортеру Азаттыка, говорят, что у Касым-Жомарта Токаева нет прав на такую инициативу.

Согласно Конституции Казахстана, изменения в нее могут вносится по инициативе президента, правительства или парламента путем проведения общенационального референдума. Свое заключение также должен давать Конституционный совет. Как говорит ректор Юридической академии имени Динмухамеда Кунаева и эксперт в области конституционного права Омирали Жалаири, это имеет отношение и к названию столицы, прописанному в тексте Конституции.

Юрист Мереке Габдуалиев, говоря о полномочиях Токаева в этой сфере, цитирует статью 48 Основного закона, согласно которой, «лицо, принявшее на себя полномочия Президента Республики Казахстан, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан».

- Конечно, эта статья нацелена на вопросы, связанные с разделением полномочий, а переименование столицы, возможно, является техническим вопросом. Тем не менее этот конституционный прецедент требует специального пояснения, - говорит он.

20 марта комментарии по поводу того, почему переименование произошло без референдума, давали министр юстиции Марат Бекетаев и спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.

Бекетаев разъяснял юридические тонкости и настаивал, что весь процесс проходил в полном соответствии с законодательством. Цепочка, по его словам, была такой: временный президент, которого в вопросе инициирования изменений в Конституцию действительно ограничивает статья 48, предложил идею переименования столицы правительству, на что имел право. Правительство же, по словам Бекетаева, "проявило инициативу", а это право ему гарантируется статьей 91.

Одновременно глава Минюста сообщил следующее: "Мы [правительство] проголосовали за это постановление о внесении на рассмотрение законопроекта о референдуме. На референдум предлагали внести это. Президент не согласился и направил этот законопроект в парламент. Потому как этот законопроект может рассматриваться и на референдуме, и в парламенте с соблюдением установленных норм Конституции".

Свою лепту в объяснение "законности" всей процедуры внес и председатель мажилиса парламента Казахстана Нурлан Нигматулин. Он ссылался на заключение Конституционного совета, давшего зеленый свет.

- Президентом принято решение направить данное предложение на рассмотрение парламента без вынесения на референдум. Конституционным советом представлено положительное заключение по данному вопросу (не проводить референдум. – Ред.), - заявил он.

Нигматулин добавил, что депутаты сената и мажилиса парламента единогласно поддержали идею.

Таким образом, инициатива Касым-Жомарта Токаева постепенно превратилась в «предложение правительства», а Конституционный совет одобрил обход нормы, обязывающей проведение референдума по внесению изменений (в данном случае – переименование Астаны в Нурсултан или Нур-Султан. – Ред.) в текст Конституции.

НЕЯСНЫЕ МОМЕНТЫ ПРИ РАЗДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ

Юристы также обращают внимание на то, что последние события, в результате которого место первого президента, обладающего особым статусом, занял второй президент, который не избирался, возникли новые понятия, а также «противоречия», касающиеся конституционных полномочий обеих политических фигур.

Специалист в области международного права Руслан Тусупбеков скептически относится к тому, что второй президент Касым-Жомарт Токаев сумеет воспользоваться всеми президентскими полномочиями, указанными в Конституции.

- В Конституции президенту Казахстана посвящен целый раздел с несколькими статьями. Несмотря на то, что Нурсултан Назарбаев полностью ими воспользовался, Касым-Жомарт Токаев не сможет этого сделать. Потому что, во-первых, он (Токаев. – Ред.) – не избранный президент, а «лицо, принявшее на себя полномочия президента». Инициатива о переименовании столицы Казахстана в Нурсултан исходила от Токаева, однако в парламенте она прошла как инициатива правительства и это знак, - говорит он.

Здесь Тусупбеков также вспоминает статью 48 Конституции о «лице, принявшем на себя полномочия Президента Республики Казахстан». Юрист говорит, что она станет сдерживающим фактором для Касым-Жомарта Токаева в деле иницирования констиутционных законов, а экс-президент Нурсултан Назарбаев благодаря статусу Первого президента – Елбасы обладает всеми механизмами влияния на деятельность нынешнего президента.

- В конституционом законе «О Первом Президенте Республики Казахстан - Елбасы» говорится, что «разрабатываемые инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы». Ввиду того, что в законе не уточняется, какие именно вопросы, Елбасы Нурсултан Назарбаев может по-разному использовать эту статью, - говорит он.

Руслан Тусупбеков также считает юридически неясным вопрос, когда состоятся президентские выборы.

- Согласно Конституции, президент избирается сроком на пять лет и выборы должны состояться в начале декабря 2020 года. Однако Нурсултан Назарбаев был избран в апреле 2015 года. То есть этот вопрос также полностью не соответствует Конституции, - говорит он.

Назарбаев и Токаев. Астана, 20 марта 2019 года. Фото: Азаттык


Юрист Омирали Жалаири придерживается мнения, что закон «О первом президенте Республики Казахстан - Елбасы» и Конституция друг другу не противоречат и со временем все утрясется.

- У президента есть все условия, чтобы выполнять свои полномочия по Конституции. Закон «О первом президенте Республики Казахстан - Елбасы» предназначен только для переходного периода, то есть только для Нурсултана Назарбаева. Позднее все встанет на свои места. Между этим законом и Конституцией нет противоречий, - говорит Омирали Жалаири.

Несмотря на официальную отставку, Нурсултан Назарбаев в соответствии со своим статусом Первого президента страны – Елбасы может выступать на заседаниях парламента Казахстана, правительства, продолжить руководить правящей партией «Нур Отан», Ассамблеей народа Казахстана, Советом безопасности и находиться в составе Конституционного совета.

Назарбаев, бессменно руководивший страной около 30 лет, 19 марта объявил о сложении полномочий президента. Политик, пришедший к власти еще в советское время, часто говорил, что в первую очередь необходимо развивать экономику, однако международные и местные правозащитные организации подвергали его критике за торможение демократизации общества и укрепление позиций членов семьи на государственной службе и сфере бизнеса. 20 марта старшая дочь Нурсултана Назарбаева Дарига Назарбаева, также по предложению нового президента Токаева, была избрана председателем сената.

Источник: «Радио Азаттык»

21 марта 2019, 19:06

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz