Атырау, 25 апреля 16:57
 ясноВ Атырау +21
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

«Важняк» слишком много сажал полицейских?

Фото
23 152 просмотра




Новый 2019 год для силовых структур Атырау начался с внешне заурядного эпизода, который на самом деле оказался не рядовым. 2 января в 03:53 на пересечении улиц Махамбета-Валиханова сотрудники полиции на 4 спецавтомашинах остановили автомобиль, за рулём которого находился следователь по особо важным делам департамента Национального бюро по противодействию коррупции по Атырауской области Умирбек НАЖИМОВ. Нажимов хорошо «знаком» полицейским нефтяной столицы: ранее при его непосредственном участии были задержаны за коррупционные преступления заместитель начальника УВД г.Атырау Ж.Кайралапов, и.о. начальника отдела миграционной полиции А.Маукенов и другие высокопоставленные сотрудники полиции.

 


КАРТИНА «ПОДЖИДАЛИ»?

По твёрдому убеждению самого Нажимова, то ночное задержание и последовавшие за ним события больше похожи на «ответный удар», а также целенаправленное преследование со стороны сотрудника службы внутренней безопасности Департамента НацБюро Рамазана КАМЕЛА вместе с полицейскими.  


Умирбек Нажимов


О перипетиях этого задержания, закончившегося возбуждением административного дела по ч.4 ст.613 КоАП РК (Невыполнение законного требования сотрудника органов внутренних дел о прохождении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения), Нажимов подробно рассказал на процессе в специализированном административном суде г. Атырау, проходившем в январе этого года:

- В ходе «задержания», я не представлялся сотрудником антикоррупционной службы, не предъявлял служебное удостоверение, так как официально находился на больничном, к тому же это был выходной день. Проверив мои документы, сотрудник ДПС спросил, употреблял ли я алкогольные напитки, на что я ответил, что не употреблял. Затем полицейский попросил меня выйти из своего авто и сесть на заднее сиденье патрульной автомашины. Подчиняясь требованию стража порядка, я вышел из машины и увидел 8 сотрудников ДПС и сотрудника ОВБ Департамента НацБюро Рамазана Камела, который снимал происходящее на видеокамеру - тогда я уже понял, что всё это спланированная акция. Как только сел в спецавтомашину ДПС, она тронулась. На мой вопрос, куда мы едем и что с моей автомашиной, сотрудники полиции сказали, что «едем в наркологию», а мою машину доставят их коллеги. Я в недоумении продолжал сидеть на заднем сиденье спецавтомашины и молча наблюдать за происходящим.

 

«А ОН ПЬЯН? КАЖЕТСЯ НЕТ»

Учитывая специфику работы, я в основном расследую уголовные дела в отношении сотрудников правоохранительных органов. За период с 2017 по 2018 год в моем производстве находилось 20 уголовных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов, из которых 14 направлены в суд (по всем вынесены приговоры), остальные прекращены за отсутствием состава преступления, в их действиях установлены только дисциплинарные нарушения и они привлечены к строгой дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения. Естественно, моя деятельность вызывает недовольство у сотрудников полиции, в некоторых случаях приводящее к провокациям с их стороны. И всё дальнейшее я так и расцениваю. После задержания сотрудники полиции, не составив, как положено, направления на освидетельствование, доставили меня в наркологический диспансер в Балыкши. По камерам видеонаблюдения видно, что до сотрудников полиции в кабинет дежурного врача-нарколога зашел сотрудник ОВБ  Рамазан Камел, что опять же вызвало у меня подозрение.

Не разъяснив мне ни единого основания для остановки и вывода из автомашины, оснований для направления на освидетельствование, Камел начал требовать, чтобы я прошел это освидетельствование. Сотрудники полиции при этом находились в кабинете и молчали. Тогда я решил воспользоваться своим правом и отказался от медицинского освидетельствования, мотивируя это тем, что данное задержание является заранее спланированным и провокационным действием.

Между тем той же ночью, чтобы доказать, что он был трезв, следователь согласно «Правилам направления для освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов», утвержденным правительством РК 4 июня 2003 года, в течение двух часов прошел повторное освидетельствование. Согласно заключению нарколога,он был трезв.


Адвокатом Нажимова Русланом ЖАКУПОВЫМ в редакцию представлена запись с видеожетонов полицейских и из наркодиспансера. Из них следует, что сами сотрудники полиции осознают неправомерность своих действий, слышны их слова, которые произнесли возле  диспансера:

- А он пьян?

-Кажется нет.

-Это же запах одеколона. У него нет запаха алкоголя.

-Если нет, то зачем тогда привезли и не сказали сразу.

- Тут же этот эсбэшник ходил с камерой, не мог же я сказать,  что тот трезв.

В ходе судебного процесса сотрудники полиции Куандык ЕРМЕКБАЕВ признал, что остановил машину Нажимова по приказу своего командира батальона НУРЛАНА АБУ и сотрудника местного НацБюро Рамазана Камела. На вопрос адвоката Жакупова об основаниях для направления Нажимова на медицинское освидетельствование полицейские ответить не смогли. Они также признали, что в нарушении установленных правил направление было заполнено не на месте задержания, а внутри наркологического диспансера. Более того, в нарушение Правил они не ознакомили Нажимова с этим направлением. По Правилам водитель направляется на освидетельствование лишь при наличии у него признаков опьянения, но в суде полицейские подтвердили, что у Нажимова таковых не наблюдалось. В свою очередь нарколог Бибигуль БУТПЕНОВА пояснила, что сомнительного запаха от Нажимова не чувствовала.

По ходатайству защиты в суде первой инстанции были исследованы все записи с видеожетонов полицейских, но тем не менее, постановлением судьи Жаната ХАБАРОВА от 29.01.2019 Умирбек Нажимов был признан виновным по части 4 статьи 613 КоАП РК и лишён права управления транспортными средствами на три года.

 

«ДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦЕЙСКИХ БЫЛИ НЕЗАКОННЫМИ»

После проигрыша в городском административном суде Умирбек Нажимов и его адвокат подали апелляциционную жалобу в областной суд. В суд дважды приглашали сотрудников полиции Куандыка Ермекбаева, Руслана Танашева и Нурлана Абу, но пришел только Ермекбаев. После второго заседания судья потребовала от Департамента полиции обеспечить явку последних двоих, но те в суде так и не появились.

- Что за неуважение к суду? Если полицейские так себя ведут, то чего ждать от остальных? - возмущалась судья Дина ТУХФАТОВА.

Из выступления адвоката Руслана Жакупова в суде второй инстанции:

- Согласно Правилам, обязательным основанием для направления на освидетельствование водителей является выявление у них признаков опьянения, каковыми являются запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи и т.д. Как мы установили в суде первой инстанции, у Нажимова таких признаков опьянения сотрудники полиции не выявили, и об этом они говорили  не только на первом суде, но и ранее, в момент доставления Нажимова в наркодиспансер. Разговоры между сотрудниками зафиксированы на видеожетоны, в частности, на указанных записях Танашев переживает и говорит следующее: "Ештеңе шықпайды, анық одеколон, қате істеп қойдым, бекер алып келдік" и т.д., записи имеются. Ярким подтверждением отсутствия оснований для направления на освидетельствование является и само направление, составленное Ермекбаевым в кабинете врача-нарколога – соответствующая графа там просто пустует. До остановки транспортного средства Нажимов Правил дорожного движения не нарушал, признаков опьянения сотрудники полиции у него не выявили. И таких неувязок в деле ещё много...

Судья дала слову старшему прокурору управления Прокуратуры Атырауской области Актану КУАНОВУ.

- Из материалов дела установлено, что все доказательства по делу добыты с нарушением прав участников процесса, остановка транспортного средства осуществлена по указанию сотрудника НацБюро Рамазана Камела, направление Нажимова на медицинское освидетельствование было незаконно, т.к. признаков опьянения у него не выявлено. За Нажимовым осуществлялось целенаправленное, несанкционированное наблюдение без составления соответствующих документов. На основании изложенного прошу суд отменить постановление специализированного административного суда г. Атырау и прекратить дело за отсутствием в действиях Нажимова состава правонарушения, - сказал прокурор.

Областной суд признал незаконными действия полицейских и отменил постановление суда первой инстанции. В решении, в частности, говорится: «В суде не были представлены доказательства того, что Умирбек Нажимов задержан в ходе совместных ОПМ. Приказ о проведении совместных ОПМ ни одним из органов не издан, также из видеозаписи устанавливается, что сотрудники полиции поджидали именно Нажимова по указанию сотрудника отдела внутренней безопасности ДНБПК Атырауской области Рамазана Камела. В суде установлено, что действия сотрудников полиции по остановке транспортного средства  под управлением Умирбека Нажимова незаконны, оснований для направления его на медицинское освидетельствование не имелось».

Кроме того, судья Дина Тухфатова заявила прокурору о необходимости принятия мер в отношении сотрудников полиции Куандыка Ермекбаева, Руслана Танашева и Нурлана Абу, а также сотрудника НацБюро Рамазана Камела, нарушивших права Умирбека Нажимова.

 

«УХОЖУ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ»

Ещё во время первого суда и служебных расследований, испытывая разочарование и несправедливость по отношению к нему, Умирбек Нажимов написал рапорт на имя руководителя департамента Нацбюро по противодействию коррупции по Атырауской области Ныгмеджана САПАРОВА об увольнении по собственному желанию.

- В начале января в отношении меня приказом руководителя Департамента Нацбюро по рапорту сотрудника ОВБ Рамазана Камела было заведено сразу три служебных расследования: два из них были связаны с тем задержанием, третье – по якобы «липовому» моему предновогоднему  больничному. Но благодаря твердой последовательной линии защиты моего адвоката, принципиальной позиции участвовавшего прокурора и объективным выводам судьи административное дело было прекращено, а действия полицейских признаны незаконными. Справедливость восторжествовала. И можно было бы поставить на этом точку. Но остается горький осадок: несмотря на  многолетнюю безукоризненную службу во исполнение поручений Главы государства по борьбе с коррупцией, в том числе в органах внутренних дел, меня хотели скомпрометировать, используя грязные  методы. Поэтому,  после признания судом моей невиновности, решение уйти с этой работы является для меня окончательным. Думаю, что свои знания, навыки и опыт, накопленные за эти годы на оперативно-следственной работе, я смогу  применить в других сферах правоохранительной деятельности, - резюмировал 31-летний следователь Нажимов.

Фархат АБИЛОВ

Фото автора

23 марта 2019, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz