
16 марта из Атырау отправились первая группа весенних призывников – они будут охранять границы Казахстана. Какие тесты проходят парни перед тем, как отправится на службу, зачем их проверяют на детекторе лжи и как попасть в элитную службу охраны Президента РК – узнавал корреспондент «АЖ».
У здания военкомата 17 парней выстроились в послушную шеренгу: сегодня их последняя ночь в Атырау. Ну а пока меня знакомят со следующей группой будущих армейцев, которым еще только придется пройти все эти многочисленные тесты, сбор анализов и собеседования.
Начальник медицинской службы департамента по делам обороны Атырауской области майор Асылхан ЕРБАТЫРОВ говорит тихо, но вкрадчиво, взгляд внимателен и строг. Напротив его стола на полу лежит табличка с отпечатками ступней. Сюда босыми ногами, в одном нижнем белье, становится очередной призывник.
- Вам не кажется, что это немного подавляет человека как личность? – став на отпечаток, прислушалась я к своим ощущениям.
- Почему? – удивляется он, - тут я сразу вижу, есть ли у него плоскостопие, какие-то другие отклонения от нормы: сколиоз, сыпь, геморрой… Я и сам когда-то стоял на такой табличке – ничего унизительного не испытывал.

ОХ УЖ ЭТИ ГАДЖЕТЫ!
А.Ербатыров на своей должности уже 10 лет, в его обязанности входит организация и контроль над медицинским обследованием призывников и контрактников. За эти годы он повидал всяких: кривых и прямых, толстых и худых, и заметил тенденцию: многие современные призывники страдают близорукостью. Виной тому, по его твёрдому мнению, увлечение гаджетами. А еще многие парни страдают дефицитом массы тела и некоторой дряблостью, которая была несвойственна юношам призывного возраста ещё каких-нибудь 10 лет назад.
Как рассказал Ербатыров, запросы по медицинским учреждениям на конкретных людей призывного возраста отправляются еще в январе, а к весне у военкомата есть уже имена и фамилии тех, кто не годен к службе из-за того, что состоит на диспансерном учете. Отчитываются и тубдиспансер, и наркология, и онкология, и психдиспансер. Некоторых из этих молодых людей «бракуют» раз и навсегда, другим дается отсрочка.
- Помню те времена, когда юноши «негодность» к армии воспринимали как личное оскорбление. Особенно сельским парням было позорно возвращаться домой. Парни 80-х годов рождения не хотели возвращаться из-за этого в своё село, ночевали тут, просились служить. И сейчас такие встречаются иногда.
- А те, кто не хочет служить?
- После беседы – хотят. Вас интересует, каким образом мы их переубеждаем? Как правило, это парнишки, только закончившие школу и, возможно, устроившиеся разносчиками пиццы, курьерами, официантами и так далее, то есть профессии не сказать чтобы перспективные. Лет через пять он наверняка заведет семью, детей, а если и не заведет, то всё равно ему захочется иметь солидную, хорошо оплачиваемую работу. И как раз отслужив - он получит в этом плане преимущество. А потом, можно показать и закон о воинской обязанности, напомнить об уголовной ответственности за его нарушение, но до этого редко доходит. После беседы парни начинают думать по-другому, и тут уже просятся в те или иные войска.

По словам военного медика, личные предпочтения, конечно, учитываются, но решающую роль играют физические данные и образование, профессия (если есть). Тенденция такая, что компактных и худощавых часто определяют в танковые, пограничные войска и МЧС. Парни крепкого телосложения годятся для ВДВ, Национальной гвардии, частей оперативного назначения. А президента охранять отправляют высоких, статных парней ростом метр 80 и выше, с высшим или как минимум полным средним образованием, и обязательно из полных семей – таковы критерии отбора.
Впрочем, по словам Ербатырова, это, что называется, общий контур, а вообще на каждый военкомат даётся разнарядка – определённое количество человек в определённые войска. И так получилось, что первая партия из Атырауской области вся ушла в пограничники.
Справка «АЖ»
Весной 2019 года на срочную воинскую службу из Атырауской области планируется призвать около 700 человек.
Кстати, небольшой лайфхак для призывника: ребята-погранцы уже через три месяца, после учебки, вернутся служить в западный Казахстан. В Актау ли, Атырау или Бейнеу - неизвестно, но всё равно получается поближе к дому. Это касается только пограничных войск, для всех остальных существует принцип экстерриториальности. То есть, фигурально говоря, западных ребят отправляют на восток, а южан на север, и наоборот. Считается, что
чем дальше родня, тем меньше у солдата соблазна. «На то она и армия, чтобы сделать из домашних мальчиков настоящих мужчин, сильных телом и духом», - говорят в военкомате.
А ТЫ НЕ ЗАСТРЕЛИШЬСЯ?
Всех без исключения юношей в казахстанских военкоматах проверяют при помощи психологических тестов по программе ''Ак Сункар'', разработанной совместно с российскими специалистами. Она позволяет определить коммуникативные навыки молодого человека, стрессоустойчивость, наличие или отсутствие склонности к суициду и другие психологические показатели. По секрету мне сказали, что тесты были внедрены после событий 2012 года в Арканкергене. Кстати, те призывники, которые будут служить на погранзаставах, дополнительно проходят проверку на полиграфе. Так как аппарат от КНБ, наш разговор с полиграфологом на эту тему был строго секретным и за закрытыми дверями.

На полиграфе призывников дополнительно проверяют на приверженность к нетрадиционным религиозным течениям, на наркотические зависимости и вообще на адекватность. Отвечать на вопросы нужно только «да» или «нет». Причём полиграф фиксирует не сами ответы, а рефлексы: интересующий вопрос задается по несколько раз с разными формулировками до тех пор, пока сотрудник не удовлетворится реакциями вашего организма, либо пока учащенное сердцебиение не выдаст вас с потрохами. Специалисты уверенны, что обмануть детектор лжи практически невозможно – если только вы не труп.

Кстати, я тоже прошла один из тестов, состоящий из 26 вопросов. Отвечать надо было быстро, не задумываясь. Вопросы примерно такие: «Способны ли вы на необдуманные поступки в период стресса?», «Будете ли вы испытывать глубокую депрессию, если потеряете кого-либо из близких?», «Ревнивы ли вы?», «Часто ли вы считаете, что руководство к вам несправедливо?». В общем, хотят узнать главное: не поедет ли у вас крыша, случись вдруг что-то непредвиденное. Тест, к моему удивлению показал, что я непригодна к службе, в основном из-за излишней эмоциональности и почему-то склонности к суициду – но клянусь, это не так! Впрочем, психолог успокоила: для женщины это почти норма, а вообще редко когда с первого раза тестируемый признаётся годным к службе - сказывается волнение.
Однако волнения на лицах тех ребят, что фотографировала, я не увидела. Их как раз усаживали в автобус – везли на обед в один из ближайших ресторанов. Да-да, в ресторан. Вечером баня, подстрижка, а завтра их ждет поезд в далёкие края.
Справка «АЖ
Согласно статье 387 Уголовного кодекса РК «уклонение от призыва на воинскую службу при отсутствии законных на то оснований наказывается штрафом в размере до одной тысячи МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до четырехсот часов, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. То же деяние, совершенное посредством причинения себе вреда здоровью, либо путем симуляции болезни, либо посредством подлога документов или иного обмана, наказывается штрафом в размере до трех тысяч МРП либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмисот часов, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Призывник освобождается от уголовной ответственности, если до передачи органом расследования дела в суд он добровольно явился на призывной пункт».
По информации руководителя пресс-службы Департамента по делам обороны Атырауской области Урбайзы АБИТОВОЙ, на данный момент в нашем регионе уклоняющихся от призыва нет.
Анастасия ШЕРСТЯНКИНА
Фото автора
В Атырау +4