Атырау, 5 октября 05:40
 ясноВ Атырау +17
$ 481.84
€ 531.33
₽ 5.07

Как избавиться от «золотого пылесоса»?

12 500 просмотров

 «К нам домой пришел молодой человек, представившийся консультантом одной торговой фирмы. Предложил бесплатно продемонстрировать в деле уникальный пылесос “Кирби”, почистив ковры и мягкую мебель в нашей квартире. Жена согласилась. На протяжении трех часов пылесосил нашу квартиру, попутно расхваливая уникальные свойства агрегата. А потом стал уговаривать приобрести это чудо стоимостью 500 тыс. тенге. И она подписала договор, отдала деньги, которые были дома - 40 тыс. тенге, а оставшуюся сумму консультант «любезно» оформил в рассрочку на полгода. Когда он ушел, супруга поняла, что совершила большую глупость: «чудо-пылесос мало отличается от обычных пылесосов из магазина и уж, конечно, не стоит таких денег.

Буквально на следующий день обратились в эту компанию с просьбой забрать свой агрегат и вернуть деньги. Но не тут-то было. Пылесос забрать они не против, а вот уже уплаченные 40 тысяч возвращать отказываются. Более того, за то, что они заберут свой пылесос, мы ещё должны выплатить им 100 тыс. тенге в качестве неустойки – такой пункт есть в договоре. Что нам теперь делать?»

 

Подобных обращений в редакцию поступило уже несколько. Мы обратились к юристу Жаксылыку БУРКИТОВУ. Он считает, что общественные распространители (продавцы либо агенты) вполне легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность, не выходя за рамки Закона РК от 12 апреля 2004 года «О регулировании торговой деятельности» и Правил розничной торговли, утвержденных постановлением Правительства РК № 918 от 14 сентября 2005 года. И вообще-то многое зависит от самих покупателей: ведь никто не заставляет их подписывать кабальный договор под дулом пистолета, просто надо жёстче отсекать чересчур напористых коммивояжёров.

Тем не менее в законодательстве есть несколько «зацепок», грамотно используя которые можно попытаться вернуть свои деньги через суд.

1. На основании ст. 10 Закона РК «О защите прав потребителей» мы имеем право на полную и достоверную информацию о приобретаемом товаре. Проверьте, получили ли вы исчерпывающую информацию о пылесосе, прилагается ли к нему гарантийный талон с указанием юридического адреса компании, которая будет вас обслуживать, если агрегат выйдет из строя; есть ли подробная инструкция по эксплуатации пылесоса и технический паспорт.

Если предоставление неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре, а также о продавце повлекло приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков.

2. Очень часто продавцы «Кирби» приходят с демонстрационным пылесосом, который потом и «впаривают» невнимательным людям. Между тем неизвестно, сколько времени этот агрегат был в употреблении. Закон «О защите прав  потребителей» оговаривает этот нюанс в ст. 25: «Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток, потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка должны быть указаны в документе, подтверждающем факт приобретения». Если приобретенный «Кирби» уже был в употреблении, а в договоре об этом ни слова, договор опять можно расторгнуть и потребовать возмещения понесенных убытков.

3. В операции по возврату «Кирби» можно воспользоваться также ст. 33 Закона РК «О браке и семье»: сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотиву отсутствия согласия другого супруга. Здесь, правда, придется потрудиться, чтобы доказать в суде, что один из супругов был категорически против приобретения «Кирби», но вторая половинка, зная это, все равно потратила семейные сбережения на покупку.

4. На основании ст. 159 Гражданского Кодекса РК сделку можно признать недействительной, если доказать в суде, что она была совершена вследствие заблуждения, имеющего существенное значение.

Продавая пылесосы на дому у покупателей,  торговцы, как правило, не оставляют кассового чека. При отсутствии оного к участию в судебных процессах можно привлекать свидетелей, которые подтвердят факт совершенной сделки.

И, наконец, о неустойке в 100 тыс. тенге, которую требуют продавцы у покупателя в случае возврата «Кирби». Согласно ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством о защите прав потребителя, признаются недействительными. Исходя из этого, можно сделать вывод,  что пункт о неустойке является недействительным, потому что нарушает права потребителя.

Тамара СУХОМЛИНОВА

29 декабря 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.