В 2015 году Казахстан официально вступил в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), став ее 162-м членом. А переходный период закончится 1 января 2021 года. Что будет с казахстанским бизнесом после полного вступления в организацию и какой будет ситуация с местным содержанием в нефтегазовом секторе - обсуждали продвинутые специалисты в Атырау на форуме «Нефтегазовая отрасль РК после вступления в ВТО».
Представитель министерства национальной экономики в своем выступлении отметил, что вступление в ВТО является важным шагом для нашей страны: «Это не только новые возможности, но и новые вызовы. В рамках переходного периода отечественному бизнесу надо быть готовым как конкурировать с импортируемыми товарами, работами и услугами, так и реализовывать предоставляемые возможности экспорта».
Представитель НПП «Атамекен» по взаимодействию с нефтегазовыми операторами Асылбек ДЖАКИЕВ рассказал о том, что к ним обращаются много отечественных компаний с вопросами - что будет после переходного периода? Будет ли по-прежнему оказываться поддержка казахстанскому бизнесу? И останется вообще понятие МС (“местное содержание?”)?»
-2 ноября 2018 года «Атамекен» совместно с «Казэнерджи» создали Совет по развитию стратегических партнерств. Цель –выстроить единую площадку по вопросам развития МС и взаимодействия с крупными нетфтегазовыми компаниями. Даже если после 2021 года правительство согласно правилам ВТО отменит МС, я думаю, есть примеры западных стран, когда отраслевые ассоциации создавали правила для поддержки своих предпринимателей. Поэтому мы как Национальная палата будем и в дальнейшем помогать национальному бизнесу, - ответил Джакиев. Звучало это, конечно, убедительно, но вопрос на самом деле серьёзный. Дело в том, что в связи с вступлением в ВТО Казахстан ввел изменения более чем в 50 законодательных актах, в том числе отменил требование «местного содержания» в товарах при заключении контрактов на недропользование после 1 января 2015 года. А для контрактов, заключенных до этой даты, предусмотрен переходный период до окончания изначального срока контракта или до 1 января 2021 года. Тем не менее, Казахстан отстоял требование о доле местного содержания в размере не менее 50% от контракта, а также о 20% «условной скидке» для тех компаний-участников тендера, где как минимум половину кадров составляют казахстанцы. Но не навсегда, а на 6 лет.
- Членство в ВТО означает, что наша страна присоединяется к общим правилам игры, при которых главное для инвесторов - возможность конкурировать на равных условиях в соответствии с едиными требованиями, - сказала замдиректора Центра развития торговой политики при МНЭ РК Асия АШИГАЛИЕВА. – Но не всё так просто. Принципы ВТО исключают фиксированное содержание местного содержания при заключении контрактов, однако в ходе переговоров нам удалось отстоять на ближайшие шесть лет половинное содержание МС. Как вы знаете, переговоры велись очень долго, около 20 лет, и мы отстаивали свои позиции до последнего. Если бы не МС, мы могли бы вступить в ВТО и раньше. Но это очень чувствительный для Казахстана вопрос. Теперь смотрите, эти 6 лет – фора для того, чтобы наши подтянулись. Тем более, что нанимать инофирмам поставщиков услуг из-за границы всегда сложно; это расходы, сюда должны будут приехать специалисты, их надо где-то разместить. А когда всё есть на месте - это удобно. Просто надо соответствовать определённым требованиям.
Советник председателя ассоциации «Казэнерджи» Арман САТИМОВ, модеририровавший форум, назвал нынешний период в нефтегазовом секторе РК эпохой Ренессанса:
- Добыча в Казахстане достигла исторической отметки - 90,5 млн тонн. Цены на нефть умерены, интересны и достаточны для перспективного инвестирования в геологоразведку, а также развития проектов. После 13-летнего затишья оживление наблюдается в морской части – компании заявляют о разработке новых месторождений Каламкас-море, Актоты, Кайран, Женис, Исатай и других. Это очень хорошо.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото автора
В Атырау 0 





