Темиргалиевы, не обращаясь ни к кому за помощью, живут в достатке не только сами, но и обеспечивают еще несколько семей. Их воистину можно назвать героями нашего времени.
Зимовка «Куншыгыс» находится в 12 километрах от села Акжайык Махамбетского района. Все десять обитающих тут семей живут за счет своего скота. А члены семьи Темиргалиевых оказались в разведении скота настоящими мастерами. У них крепкое хозяйство, и живут они в полном достатке.
В союзные времена на трассе Атырау – Индер, как раз близ этой зимовки я часто замечала женщину, которая на обочине торговала шубатом, молоком, сметаной, творогом, куртом. Маршрутный автобус всегда притормаживал возле нее, и люди, не торгуясь, покупали у нее молочные продукты. Приехав на зимовку «Куншыгыс», я стала расспрашивать про эту женщину, потому что давненько не видела.
– Так это я и есть. В те времена дорога находилась в отличном состоянии, транспортное сообщение было просто замечательное, – сказала Жамиля МУКАШЕВА (на снимке). – Тогда мы пасли совхозных верблюдов, а в личной собственности у нас было лишь несколько буренок. Я заготавливала молочную продукцию и предлагала её местному населению. Поступавшие от продажи деньги были существенной прибавкой к моей основной зарплате. Если правильно ухаживать за животными, они воздадут вам сторицей и молока дадут вдоволь. Я тогда была молодая, работа так и кипела в моих руках. После того как подою верблюдиц и коров, начинала готовить из молока шубат, сметану, творог, курт, айран. Большую помощь мне оказывала моя свекровь. Часть заготовленной продукции оставляли для семьи, а излишки продавали на обочине дороги.
Её муж Базарбек Темиргалиевтоже оказался общительным, не чурающимся посторонних человеком. Его отец Куан на протяжении всей жизни работал чабаном в совхозе «Акжайык». Потом отцовское дело перешло к Базарбеку. Обучение профессии для него не составило особого труда, потому что он сызмальства обрел навыки обращения с животными, помогая отцу пасти совхозные стада. Базарбек не стал, как многие его земляки, в поисках заработка перебираться в районный или в областной центр, а решил пережить трудные времена, полагаясь на имевшийся у него к тому времени личный скот. На опыте своих родителей он четко осознал, что настоящему казаху никак не прожить без своего скота. Когда другие в массовом порядке стали распродавать свой скот, он остался на доставшейся ему от отца зимовке «Куншыгыс» и стал разводить верблюдов, лошадей, коров, овец. Сейчас в округе его считают богатым скотовладельцем.
– У нашей семьи один жёсткий принцип: мы всегда полагаемся только на самих себя. Когда другие сидели и ждали помощи от правительства, я попросту забыл о его существовании, – рассказывает Базарбек Темиргалиев. – Лучше ничего ни у кого не просить. Я и своим детям наказываю: «Зарабатывайте своим честным трудом, даже если это будет всего один тиын, ни у кого ничего не просите». Слава Аллаху, сейчас живу не хуже других, у меня косяк лошадей, есть у меня и верблюды, и коровы, скотные дворы полны овец. Часть скота я продал и купил сеноуборочную технику, легковой автомобиль. И весь этот достаток от разведения скота.
Они с женой воспитывают восьмерых детей. Трое сыновей женились, одна из дочерей вышла замуж. Жамиля еще в 47 лет за то, что родила и воспитала восьмерых детей, была награждена медалью «Алтын алка». Подрастают внуки.
– Все дети либо работают на производстве, либо помогают нам с разведением скота, – рассказывает Жамиля. – На стороне мы не ищем помощников. Сейчас помимо детей муж обеспечивает еще три семьи своих родственников и еще семью моего младшего брата. Вот сколько людей живут только за счет личного скота. В настоящее время у меня семь дойных верблюдиц и десять коров. Всю полученную продукцию реализую либо в Атырау, либо здесь же, в нашем районе. Часто поступают заказы на свадьбы или поминки. Все лето дети заготавливали и продавали сено. Они уже ясно понимают, что нет ничего вкуснее хлеба, добытого своим трудом.
Как настоящий труженик села, Базарбек поделился накопившимися в животноводстве проблемами. Днем с огнем не сыщешь покупателей шерсти овец и верблюдов, шкур коров, потому что на вторсырье ныне нет спроса. В Китае, Турции в отличие от нас хорошо развита легкая промышленность, там на каждой улице работает мини-цех. А в Казахстане эта отрасль сильно отстала.
– Что делать, мы своими руками вынуждены предавать огню всё вторсырье. А иначе тонны шкур и шерсти животных могут разложиться и нанести вред окружающей среде. Почему министерство сельского хозяйства не думает над этим?
– Наверное, есть и другие проблемы?
– Как же без них. К примеру, никак не удается совладать с волками. Иногда они даже распарывают брюхо стоящим на привязи верблюжатам. Если бы местная администрация собрала всех охотников-любителей для их отстрела, мы бы тоже не остались в стороне, а-то серые хищники совсем распоясались.
– И все же, наверное, нелегко жить в безлюдном месте, куда даже на транспорте нелегко добраться?
– Да мы привыкли. Не знаю, по сравнению с городской суетной жизнью здесь намного покойнее. Мы теперь, наверное, не сможем жить даже в селе, не то что в городе. Здесь ушел из жизни мой отец. Нет, «Куншыгыс» мы не променяем ни на какое другое место на земле, – сказал в заключение Базарбек Темиргалиев.
Известная всем своим трудолюбием семья Темиргалиевых уверена, что ей без особых проблем удастся пережить предстоящую зиму. Ведь это для них не первая зимовка на «Куншыгысе».
Ляззат КАРАЖАНОВА
Фото автора