Атырау, 24 ноября 00:13
 ясноВ Атырау +1
$ 498.34
€ 519.72
₽ 4.85

Сложнее стало поставщикам медикаментов…

4 507 просмотров

С введением Таможенного союза многое изменилось для предпринимателей, работающих с Россией и Белоруссией. Наряду с преимуществами есть и спорные моменты, которые вызывают вопросы не только у бизнесменов, но даже у уполномоченных служб налоговой и таможенной.

Один из таких проблемных вопросов – это выдача заключения на товар, ввозимый на территорию РК с территории государств – членов ТС, для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. Существует перечень товаров, при ввозе которых предприниматель освобождается от НДС. К примеру, лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Чтобы получить освобождение от уплаты, предприниматель должен предоставить в налоговый орган обязательство о целевом использовании ввозимых товаров и заключение по коду ТН ВЭД. Кроме того, он должен соблюдать следующие условия: иметь государственную регистрацию в РК, лицензию на производство или реализацию лекарственных средств и согласие на ввоз на территорию РК данных товаров (согласие выдает фармацевтический контроль).

Таможня должна выдать заключение в течение 10 дней с момента обращения. Однако уложиться в этот срок удается не всегда, и его продлевают, а в это время истекает срок, в который предприниматель должен отчитаться перед налоговой службой. В итоге на предпринимателя налагается штраф. В налоговый комитет документы нужно сдать не позднее 20 числа месяца, следующего за фактической датой ввоза товара.               Т. е. если товар завезен в ноябре, то документы необходимо оформить до 20 декабря. Удача, если товар пришел 1 числа – у хозяина есть 50 дней на оформление. А если в конце месяца – то всего 20 дней.

С подобной проблемой сейчас сталкивается АО «Медицина». По словам представителя фирмы, по прежним правилам им работалось намного легче. А теперь приходится встречаться с работниками таможни по несколько раз в день: перечень товаров у предприятия большой, то по одной позиции не хватает документов, то по другой. «Присвоение кода ТН ВЭД – процесс непростой. К обращению необходимо приложить помимо товаросопроводительных документов технические паспорта, техническую документацию, в том числе руководство по эксплуатации, фотоиллюстрации, образец товара, – говорит начальник отдела Департамента таможенного контроля по Атырауской области Айнагуль ДОСКАЛИЕВА. – Классификация товаров осуществляется из основных критериев – то есть функция, которую товар выполняет, и материал, из которого он сделан. И все эти документы нужны нам для того, чтобы однозначно провести классификацию товара. Отмечу, что по новым правилам, мы товар уже не осматриваем и его код определяем лишь на основании предоставленной предпринимателем технической документации».

Кроме того, таможенники просят указывать в своем обращении, для каких целей запрашивается код товара. Заключение по коду выдается в двух экземплярах. Первый экземпляр заключения направляется предпринимателю, второй – остается в таможенном органе.

Второй вопрос, который интересует все три стороны, – освобождение от уплаты НДС методом зачета. Здесь тоже есть свои правила и перечень утвержденных правительством  товаров. Сумма НДС отражается в налоговой декларации. Но если налогоплательщик докажет, то товар входит в специальный перечень, то реально уплачивать налог ему не придётся. В перечень, в частности, входит сельскохозяйственная техника, которая не производится в Казахстане. В налоговый орган предприниматель обязан предоставить обязательство о целевом использовании товара и документ о классификации ввезенных товаров по ТН ВЭД. Этот документ таможенники выдают на основании письменного запроса. Обязательство сдается одновременно с декларацией по косвенным налогам.

Третья категория без НДС – это товары, временно завозимые на территорию Казахстана. В основном это нефтяное оборудование. По словам начальника управления администрирования косвенных налогов в рамках Таможенного союза НД по Атырауской  области Акботы ТОЙБАЗАРОВОЙ, в течение 20 дней с момента ввоза на время ввезенного товара налогоплательщик обязан предоставить обязательство, что вывезет его из нашей страны, плюс заключение по коду ТН ВЭД, которое выдаётся таможенными органами. Кроме того, при вывозе этого товара налогоплательщик предоставляет отчет об исполнении обязательства. Документ предоставляется в течение 10 рабочих дней с момента вывоза временно ввезенного товара.

…и брокерам

В новом году многие брокерские фирмы закроются, а уцелевшие поднимут расценки на свои услуги примерно на 30%.

Мы уже сообщали о том, что с 1 января 2011 года ужесточаются требования к деятельности таможенных брокеров: для включения в специальный реестр они должны будут представить обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в размере 1 млн евро. Напомним, ранее лицензионный сбор для брокерских контор составлял от 5 тысяч евро. Квалификационные требования были изменены в связи с введением Таможенного союза. Полгода назад эта новость заставила брокеров сильно призадуматься о том, где взять такую огромную сумму, чтобы обеспечить дальнейшую деятельность, и стоит ли вообще работать в таких условиях. Представители таможенных органов тогда прогнозировали заметное сужение рынка брокерских услуг, на котором останутся лишь сильные игроки.

Действительно, часть брокерских компаний уже готовится к закрытию. Руководитель ТОО «Макко» Ерсен КУБАШЕВ не видит перспективы работы в Атырауской области в сложившихся условиях и планирует свернуть свою деятельность. «Большая часть товаров в Атырау идет через страны Таможенного союза и таким образом не нуждается в брокерских услугах. Основная работа брокеров ведётся на границах с третьими странами. Товары, идущие из Китая, растомаживаются на “Харгосе”, машины из Эмиратов, товары из Турции и Азербайджана – в Актау и т. д.» – говорит он.   

Другие предприниматели стараются как-то адаптироваться в новых условиях. «Сейчас мы готовимся войти в реестр таможенных представителей. Наши специалисты сдают экзамены, чтобы получить аттестацию, т. к. по новым правилам в штате фирмы должно быть не менее двух аттестованных специалистов по таможенному декларированию, – говорит директор ТОО «Мунай брок» Альфия АЛЬМУХАНОВА. –Самой большой проблемой для всех брокерских контор, желающих продолжить свою работу на этом рынке, стало обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов. Но мы нашли выход. Уплата таможенных платежей может обеспечиваться не только деньгами, но и банковской гарантией, и поручительством, и залогом имущества, и договором страхования. Мы заключили договор страхования со страховой компанией».

Однако в любом случае следует ожидать повышения брокерских расценок. В неофициальных беседах называется и примерная цифра – в среднем на 30%. Ведь с лета следующего года брокеры будут нести солидарную ответственность вместе со своими клиентами по уплате таможенных платежей. Кстати, совместная ответственность таможенных представителей и участников ВЭД заставит брокеров более внимательно приглядываться к клиентам – в случае недобросовестного предпринимательства им придётся платить за чужие грехи.

Зульфия ИСКАЛИЕВА   

22 декабря 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.