Компания НКОК приступает к расширению производственных площадей на Каспии - недавно она презентовала общественности в Атырау ПредОВОС (предварительная оценка воздействия на окружающую среду) к проекту разработки месторождения Каламкас-море. После представления проекта слушания перешли в традиционную уже стадию напряжённого диалога между представителями компании и сердитыми защитниками природы.
ДОЖИВЁМ ДО 2077-го
А вначале директор НКОК по охране здоровья, труда, окружающей среды и обеспечению безопасности НКОК Ермек МАРАБАЕВ коротко подвел итоги минувшего года и рассказал о месторождениях Каламкас-море и Хазар, которых планируется разрабатывать:
- По добыче нефти мы превысили 13 млн тонн, экспортировали 3,6 млрд куб/м газа и более 1 млн тонн серы. Выбросы в атмосферу были уменьшены на 40%. Месторождение Каламкас-море было открыто в 2002 году, оно находится в 120 км к юго-западу от Кашагана и очень близко к месторождению Хазар. Совокупные извлекаемые запасы Каламкас-море и Хазара - мы сегодня как раз предлагаем синергию этих двух месторождений - составляют 70 миллионов тонн нефти.
Проект разработки месторождения Каламкас-море представила его автор, представитель института «Каспиймунайгаз» Алия СИСЕНБАЕВА:
- Структура месторождения Каламкас-море была выявлена в 90-х годах по результатам сейсморазведочных работ. В 2002 году пробуренная здесь поисково-разведочная скважина подтвердила наличие углеводородов. Геологические запасы нефти составляют 284,5 млн тонн, извлекаемые запасы - 50,7 млн тонн.
Для разработки двух месторождений были выдвинуты пять вариантов, но самым оптимальным здесь считают №4, предлагающий наиболее гибкую систему бурения и поддержания пластового давления.
- Расчетный период технологических показателей составляет 51 год - с марта 2027 года по 2077-й. Максимальный фонд скважин (35) будет достигнут к 2030 году. Согласно технико-экономическим расчетам, рентабельный период в варианте 4 составляет 39 лет, накопленная добыча нефти достигнет 43,6 млн тонн. Проектный уровень суточной добычи составит 105 тысяч баррелей, из них на Каламкас-море приходится 60 тысяч баррелей, на Хазар – 45 тысяч, - сообщила Сисенбаева.
Все, конечно, ждали оглашения результатов экологической экспертизы. Елена ПЕТУХОВА из ТОО «SED» сказала, что разработка двух месторождений значительного влияния на окружающую среду не окажет:
- С 2002 года на территории месторождения Каламкас-море ведутся мониторинговые работы. Анализируемые ингредиенты: атмосферный воздух, морская вода, донные отложения, бентос, фито-зоопланктон, растительность, ихтиофауна, орнитофауна, тюлени, а на прибрежной части - подземные воды, почва, растительность и животный мир. Концентрация загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в морских водах за период фоновых работ была значительно ниже показателей ПДК. В проекте ПредОВОС рекомендованы основные мероприятия по снижению воздействия на компоненты окружающей среды.
«О ЗАКРЫТОСТИ СРП – ЭТО К ПРАВИТЕЛЬСТВУ»
Далее микрофоном завладели общественники. Журналистка Гульжан ЕЛЕШЕВА спросила, как будет реагировать компания при авариях. Супервайзер НКОК по ликвидации разливов нефти Азамат ЗУЛКАРОВ уверенно заявил, что приняты все необходимые меры по недопущению каких-либо происшествий.
- Мы располагаем очень значительными ресурсами по ликвидации разливов нефти, соответственно на каждом месторождении будет принята система, которая уже зарекомендовала себя на Кашагане.
Его дополнил Марабаев:
- На сегодня Кашаган имеет тройную защиту. При малейшем подозрении на ЧС мы останавливаем оборудование как и на морском комплексе, так и на суше. Новый проект обязательно будет предусматривать такую же скрупулезную систему защиты. Если что-то случится, у нас трехуровневый масштаб реагирования: 1 – на месте, операторы имеют все средства, обучены; 2 – со стороны берега, полностью приводится в боевую готовность база Баутино, которая оснащена всем необходимым оборудованием; 3 – запрограммированные контракты с международными компаниями, которые в случае необходимости в течение 2 часов обеспечивают вылет самолета с необходимым оборудованием и специалистами. Мы принимаем во внимание чувствительность экологического баланса на Каспии, все меры предпринимаются, денег на это не жалеем.
Правозащитница Асель НУРГАЗИЕВА:
- Почему именно компания НКОК презентует данный проект? На сегодня в Казахстане СРП (соглашение о разделе продукции) остаётся закрытым, и до сих пор общественность не может получить ответы - на каких условиях были проданы иностранным инвесторам эти месторождения? По данному месторождению какой контракт?
- Каламкас-море как структура сразу была обозначена в Соглашении о разделе продукции в 1997 году. Исторически оно было заложено – Кашаган, Актоты, Кайран, Каламкас-море и Западный Кашаган. Поэтому мы и представляем проект Каламкас-море, который был исконно нашим. А почему Хазар? В свое время по нефтегазоносному проекту Жемчужина рассматривались 4 структуры. Но когда провели по ним разведку, выяснилось, что только Хазар рентабелен по запасам, остальные три месторождения имели маленькие депозиты нефти. Поэтому отдельно разрабатывать Хазар экономически очень тяжело. А так как мы готовимся разрабатывать Каламкас-море – почему бы и Хазар, который совсем рядом, не посмотреть и не разрабатывать вместе? Соглашение – кто будет на Хазаре и как – сейчас на стадии переговоров. Конкретно сможем обо всем рассказать в середине этого года. А вопрос закрытости СРП надо адресовать правительству. Мы – открыты, - сказал Марабаев.
Отвечая на вопрос о местном содержании, представители компании отметили, что на строительстве в 2022-2017 годах будут работать 2 тысячи казахстанцев, а в дальнейшем на производстве – 150 - 50 на береговом технологическом комплексе, 100 на морском.
А НУ КАК ТРЯХАНЁТ?
Ветеран рыбной промышленности Бостан СУЛЕЙМЕНОВ:
- Освоение Кашагана уже нанесло огромный ущерб местам размножения рыбы и щенки тюленей. К этому еще добавился трубопровод до Карабатана, который преграждает пути миграции тюленей и осетровых на нерест. Есть трубопровод на Прорве, и вот сегодня узнаём, что с месторождения Каламкас-море тоже будет тянуться трубопровод до полуострова Бузачи. Скажите, какой экологический ущерб наносит вся система трубопроводов?
- Это проект предварительной оценки воздействия на окружающую среду, детальная оценка будет проведена на следующих этапах проектирования, - ответили представители НКОК. – Для наблюдения за тюленями проводится комплекс работ – помимо ледокольных исследований мы рады объявить, что в этом году нами была инициирована разработка межгосударственной программы по изучению численности тюленей, которая прошла согласование в комитете рыбного хозяйства РК и в такой же инстанции с российской стороны. Также наша компания ежегодно выделяет большие деньги на реализацию программы возмещения ущерба и модернизацию осетровых заводов. Трубопроводы по дизайну планируются ниже дна на 2,5-3 метра, поэтому воздействие будет только в период строительства. Но в последующем мы будем следить за трубой, чтобы с ней ничего не случилось. Предусмотрена защита от коррозии, и вообще стандарты защиты намного строже, чем по аналогичным трубопроводам на суше.
Руководитель Центра эколого-правовой инициативы «Глобус»
Галина ЧЕРНОВА:
- Месторождения находятся на стыке двух биологических плит, что вы будете делать в случае землетрясения? Здесь отмечали землетрясение до 6 баллов, хотя в 1989 году было землетрясение свыше 8 баллов в районе города Актау – это зона повышенной сейсмичности. Мы знаем, что Тенгиз – внутренний вулкан. В проекте об этом ни слова. На какую максимальную сейсмичность вы делали расчет – на 6 или на 8? Это принципиальные вещи, нам тут жить.
- Территория месторождения Каламкас-море относится к району 6-балльной сейсмичности, - ответила Петухова. - Объекты будут спроектированы с учетом сейсмической ситуации в регионе и в соответствии со стандартами. Это будет уже на более поздних стадиях проекта.
Нургуль Хайруллина
Фото автора