Прошло уже несколько лет, как фактически вышла из строя трасса Атырау –Индер. Из-за этого испытывает трудности население, проживающее на бухарской стороне Урала.
«МЫ ПРОСИМ ВСЕВЫШНЕГО НЕ ПОСЫЛАТЬ ДОЖДЕЙ…»
На бухарской стороне Урала расположены пять сел Махамбетского района, два аула Индерского района и еще несколько мелких населенных пунктов. И все без исключения жители наиглавнейшей проблемой называют никудышное состояние этой трассы. От дороги осталось одно название, ездить по ней практически невозможно. Водители транспортных средств, избегая езды по этой «стиральной доске», проложили дорогу в степи. Но в слякоть она тоже становится непроездной.
– То, что мы переживаем в весеннюю распутицу, когда тает снег, не пожелаешь даже злейшему врагу, – сетуют жители.
– Каждый год на сельском сходе мы заводим разговор на эту тему. Представители власти послушают, обещают принять меры и уезжают. И всё остается без изменений. Сколько писем уже написали акиму области, в правительство – всё бестолку, – говорят люди. – Да, здесь чудесные места, отличные условия для содержания скота. Но ради одной справки приходится тащиться в районные центры, что при нынешнем состоянии дорог создает для нас большие проблемы.
Из-за бездорожья резко повысили стоимость своих услуг и частные таксисты. У них свои резоны: мол, один рейс в райцентр – и машину надо ставить в ремонт. Тоже правда… Мы сами ехали по этой дороге и убедились в этом.
ТЁМНАЯ НОЧЬ, УТЛАЯ ЛОДЧОНКА…
Жители села Курылыс Индерского района предпочитают добираться до Атырау через село Коктогай, расположенное на самарской стороне Урала. Реку, разделяющую эти два села, они преодолевают с помощью лодочников. К их услугам приходится прибегать и на обратном пути. Стоимость переправы составляет двести тенге на одного человека.
…Для того чтобы попасть из Курылыса в Коктогай, мне пришлось подниматься затемно, в полшестого утра. В предрассветном сумраке становится не по себе, усаживаюсь в лодку, шепча про себя слова молитвы. Когда дует сильный ветер, лодку покачивает на волнах, и меня охватывает откровенный страх.
– Можно было бы, конечно, сначала добраться до Индерборского, а затем поехать в Атырау по ровной асфальтированной дороге на самарской стороне Урала. Но тогда придется преодолеть шестьдесят километров усыпанной ямами и колдобинами дороги до Индерборского, – говорят курылысовцы. – Поэтому мы и выбираем более рискованный и опасный, но все же не столь длинный маршрут. Слышали, что недавно в Западно-Казахстанской области одна семья трагически погибла, перевернувшись в лодке… А что делать? Ехать-то в Атырау всё равно надо – к родственникам, за покупками, по казенной надобности…
ОСОБЕННО ТЯЖКО ПРИХОДИТСЯ БОЛЬНЫМ
В сложном положении оказались и жители сел Махамбетского района, расположенных вдоль трассы Атырау – Индер на бухарской стороне Урала. Чтобы добраться до районного центра или Атырау, они вынуждены пользоваться услугами понтонного моста. Жители села Ак Жайык высказали ряд претензий относительно работы этого моста. В частности, они сетуют, что не соблюдается график его работы, что переправа чересчур дорого стоит. Молодая женщина по имени Зоя с возмущением рассказала, что в октябре работа моста была приостановлена на целую неделю.
– В нашем селе есть неплохая амбулаторная лечебница. Но в связи с тем, что там вот уже четвертый год нет главного врача, некоторых тяжелобольных приходится доставлять в райбольницу, – рассказывает медик из села Ак Жайык Айгулим КУСПАН.– Я исполняю обязанности главного врача, но по образованию я всего лишь медицинская сестра. Хочу сказать о том, что мост не работает в ночное время суток. Иногда при доставке больных, находящихся в тяжелом состоянии, удается перебраться через реку только при содействии районного акимата. Особенно трудно приходится ночью. В непроглядную темень приходится преодолевать реку на утлых ненадежных лодчонках. Хорошо еще, что на том берегу нас ожидает машина скорой помощи.
По словамглавного врача Махамбетской районной больницы Еркина САБИРОВА, если квартирный вопрос благоприятно решиться, то в следующем году в Ак Жайык можно будет направить врача семейной амбулатории. Главный врач не стал отрицать, что доставка больных в районный центр действительно сопряжена с огромными трудностями. Он пояснил, что только роженицы, грудные младенцы, тяжелобольные по распоряжению районного акимата в любое время суток могут быть переправлены на тот берег с помощью понтонного моста. А все остальные больные в ночное время доставляются на противоположный берег в лодках.
Аким Махамбетского района Омирзак ЗИНУЛЛИНнаходился в отпуске, и поэтому мы связались с временно исполняющим его обязанности заместителем Сагинбаем ШОТПАКОВЫМ.
–Понтонный мост передан в доверительное управление КГП «Махамбет», однако КГП не выполнило ряд требований транспортной инспекции, в связи с чем в октябре работа моста была приостановлена на несколько дней. В настоящее время КГП работает над устранением замечаний со стороны инспекции, и впредь понтонный мост будет работать в нормальном режиме, –говорит С. Шотпаков. –А состояние дороги действительно не выдерживает никакой критики. Эта трасса не относится к дорогам республиканского значения, но её невозможно отремонтировать усилиями лишь одной области. Как мне известно, на капитальный ремонт потребуется около 14-15 миллиардов тенге. Изыскать такие большие средства непросто. Областное управление дорожного строительства изъявило желание взяться за ремонт этой трассы и включает его в план, рассчитанный на 2012-2020 годы.
…Кажется, трасса Атырау –Индер оживёт не скоро.
Ляззат КАРАЖАНОВА
Фото автора