Атырау, 11 января 18:02
 ясноВ Атырау -4
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Осенняя путина застряла в бюрократических сетях

4 244 просмотра

Атырауские рыбаки в нынешнем году поздно начали осеннюю путину. А некоторые кооперативы до сих пор не могут начать лов, и тем самым лишаются возможности прокормить свои семьи. Причина задержки в том, что до сих пор не закончено оформление документов, связанных с экологической экспертизой тоней.

«ПОЧИНЯЮ НЕВОД, ПОЛУЧАЮ 17 ТЫСЯЧ...»

В Атырау насчитывается в общей сложности 14 крупных и мелких рыболовных производственных кооперативов. Но не все из них смогли вовремя приступить к осенней путине. К настоящему времени лишь у 3 хозяйств имеется  документация в соответствии с новыми требованиями. Никто толком не знает, в чём здесь причина: то ли возымели действие громкие заявления генерального прокурора на собрании в Атырау относительно вылова осетровых, то ли это последствия того, что по-новому метет новый руководитель Жайык-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства.

Чтобы поближе ознакомиться с положением рыбаков, мы совершили поездку в расположенные вдоль Урала рыбацкие села Амангельды, Кызылбалык, Дамба. Когда мы приехали, как раз возвращалась домой вечерняя смена рыбаков. По их угрюмым лицам можно было легко догадаться, что сегодняшний лов не удался. Едва завидев мою фотокамеру, они надвинули на глаза головные уборы, прикрыли лица. А как же иначе? В этом селе не стоит особого труда сделать из простого рыбака отъявленного браконьера. Был такой случай недавно в Дамбе. В прошлом году двоих местных рыбаков, несмотря на наличие у них лицензии, причислили к браконьерам, и водная полиция возбудила против них уголовное дело. С большим трудом, лишь после вмешательства областной прокуратуры, им всё же удалось доказать свою невиновность. Поэтому, наученые горьким опытом, они ныне предпочитают обходить Урал стороной (АЖ №19, «Рыбаки обвиняют, полицейские возбуждают дела»). Не забывшие эту историю дамбинцы стараются оградить себя от возможных неприятностей. На меня они смотрят недружелюбно, но я нисколько не сержусь на них за это.

Едва лодка уткнулась носом в берег, как группа ребятишек с сачками забралась на неё. Они тщательно процеживают воду в трюме, в надежде поймать хоть несколько мелких рыбешек. В случае удачи дома можно будет приготовить вкусный ужин. Несколько рыбаков, которым около шестидесяти лет, заняты починкой сетей. Починка невода, длина которого составляет 250 метров, занимает несколько дней. Представившийся Бегеем Кумаровым бывалый рыбак признался, что нынешняя осенняя путина явно не удалась.

–Прежде чем браться за составление документов перед нерестом осетровых, надо было произвести очистку устья реки. Ранее подобные работы проводились регулярно, но в последнее время до этого никому нет дела. А без этого не будет нормы вылова, не будет и зарплаты.

А шестидесятилетний Насипкали АЛИБАЕВ не стал скрывать, что за починку сетей им платят всего 17 тысяч тенге. По его словам, даже эти деньги, которые и язык не поворачивается назвать зарплатой, они получают раз в полтора –два месяца.

–Все сети старые. А на приобретение новых нет денег. Нет и материала для их починки. Получаемых нами денег не хватает ни на питание, ни на приобретение необходимых материалов и инструментов. Что скрывать, можно сказать, мы практически нищенствуем, –сказал он.

И действительно, как прожить трем членам его семьи на 17 тысяч тенге в месяц?

«И КТО ВЫДУМАЛ ЭТУ ЭКСПЕРТИЗУ?»

Два осенних месяца миновали, на носу уже зима. Начальник отдела по вылову рыбы КГП «Жайык Балык» (прежнее акционерное общество «Атыраубалык») Хасан Рахмановне может понять, почему вдруг усложнили правила выдачи разрешения на вылов рыбы. Знающий рыбную отрасль как свои пять пальцев специалист воспоминает, что в предыдущие годы не было таких препон и волокиты.

–Ежегодно мы вылавливаем рыбу по установленному лимиту. В нынешнем году от нас потребовали произвести экологическую экспертизу тоней. А это нелегкое дело. Все необходимые документы мы уже сдали, ждем заключения экологов. Нам уже удалось выловить 35–40 процентов годового лимита в 3,5 тысячи тонн.

И все же Хасан Байдашевич говорит, что они делают всё возможное, чтобы хоть как-то обеспечить работой 250 рыбаков.

–Используя имеющиеся у нас 80 лодок, мы подрядились к соседним кооперативам, которые уже получили разрешение. Если погода выдастся достаточно теплой, нам ещё удастся наверстать упущенное, –надеется он.

Хасан Рахманов говорит, что в зависимости от хода рыбы каждая лодка сдаёт за смену 2-3 тонны рыбы. Но не все виды рыбы котируются одинаково высоко.

–Сейчас в основном хорошо идет лещ, за килограмм которого скупщики платят 15-20 тенге. Намного выше ценится судак, за килограмм которого можно выручить от 150 тенге и выше, –поясняет начальник отдела.

Однако Хасан Байдашевич признается, что в этом году вылов рыбы уменьшился по сравнению с предыдущими годами.

–Ухудшающаяся экология тому причиной или рыбы в реке и в самом деле стало меньше, не знаем, но факт остается фактом, –говорит он.

Кстати, когда только зашла речь об обязательном поведении экологической экспертизы тоней, аким области Бергей Рыскалиевпровел совещание с руководителями рыболовных кооперативов, на котором заверил, что он договорится с генеральным прокурором. Однако удалось ли достичь акиму договоренности с генпрокурором, остается тайной.

«МЫ ИМ ВТОЛКОВЫВАЕМ, А ОНИ НЕ ПОНИМАЮТ!»

У Жайык-Каспийской межобластной бассейновой инспекции рыбного хозяйства по данному вопросу своя позиция. Мы побеседовали с начальником отдела ихтиологического мониторинга и регулирования отлова рыбы Куанышбаем Тюлебаевым. Всю вину в данной ситуации он возлагает на руководителей рыбацких кооперативов:

–В том, что путина началась с задержкой, виноваты сами ко-оперативы. Трех последующих после завершения весенней путины месяцев вполне было достаточно, чтобы произвести необходимую экологическую экспертизу. Но все они спохватились слишком поздно. Сколько мы ни объясняли, как её нужно правильно провести, они так ничего и не поняли. Поэтому пока всего лишь 3 кооператива сдали необходимую документацию и получили разрешение. Остальные пока готовятся. Однако это вовсе не значит, что рыбаки сидят без дела. Они в настоящее время занимаются ловом рыбы на море.

По его словам, 5 рыболовецких кооперативов находятся в Курмангазинском районе, остальные 9 расположены в окрестностях Дамбы. В 2006 году все эти кооперативы выиграли тендер на занятие рыбным промыслом. А вопрос проведения экологической экспертизы включен в правила ведения рыбного хозяйства постановлением правительства ещё в 2004 году.

–В соответствии с этими правилами, мы предъявляем требование о необходимости проведения экологической экспертизы при создании внутреннего рыбного хозяйства. Проведением подобной экспертизы занимается ТОО «Экоаналитика». На все необходимые процедуры уходит примерно два месяца, –поясняет он.

–Почему вы взялись за строгое соблюдение этих правил спустя шесть лет после их утверждения?

–Но таковы требования закона.

–Интересно, что о данном законе вы вспомнили только сейчас.

–Это требование ставится с 2006 года. Но никто не знает, как конкретно осуществить эту самую экспертизу. В свое время кооперативы сдавали лишь план развития рыбного хозяйства. Некоторые сдали нам справки, что их предприятия освобождены от проведения экологической экспертизы, которые никто толком не проверял.

Однако Куанышбай Тюлебаев оптимистичен относительно объемов вылова.

–Ход рыбы неплохой, надо только не лениться, заниматься её выловом. В этом году общий лимит вылова рыбы составляет почти 54 тысячи тонн. Объём вылова рыбы, за исключением сельди, кильки и кефали, лов которых осуществляется в открытом море, достиг 32 процентов от лимита.

КООПЕРАТИВСКИЕ В МОРЕ НЕ ХОДЯТ

К сожалению, по словам ихтиолога, наши кооперативы пока не готовы к лову рыбы в открытом море.

– У них нет необходимых для этого больших судов. А на лодках в открытое море не выйти. Поэтому у нас совсем не производится лов кильки или сельди. Данный лимит утверждает научный центр. И непонятно, почему сотрудники центра включили в план 8 400 тонн кильки, 2 500 тонн сельди. Кроме того, большие трудности в этом году создает погода. Устойчивый северный ветер вперемешку с дождем усложняют переборку неводов в море.

– А как обстоит дело с планом вылова осетровых?

– В этом году лимит на вылов рыбы осетровых пород составляет 99,5 тонны, но вряд ли его удастся выполнить. Красная рыба попадает в сети крайне редко. Помимо рыбы осетровых пород, согласно нынешнему установленному правительством лимиту, атырауским рыбакам дано разрешение на вылов 9 000 тонн воблы, 4 000 тонн судака, 1 810 тонн сазана, 1 566 тонн жереха, 2 700 тонн сома.

– Рыбаки часто жалуются на несвоеременное проведение дноуглубительных работ...

– Эти работы проводятся нами согласно графику. Разумеется, в некоторых местах в связи с запретом на хождение судов в период нерестования рыб, мы попадаем на время путины. К примеру, в настоящее время проведены дноугулубительные работы на двух каналах ниже Пешного. В местности Зарослый ведутся работы по соединению с морем канала длиной в 20 километров, которые завершатся к концу года. 

Сания ТОЙКЕН

10 ноября 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.