Только под занавес круглого стола по презентации нового проекта Северо-Каспийской экологической базы реагирования на разливы нефти (СКЭБР) прозвучало то, с чего, собственно говоря, и надо было начинать этот стол. Выслушав эмоциональные выступления «зелёных», заказчики и разработчики проекта наконец-то ясно дали понять, что базу построят именно там, где её и хотят видеть – на канале Приморский, южнее посёлка Дамба. И альтернативы тому нет, а потому и спорить тут нечего.
БАЗА ЗАЙМЁТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МОНИТОРИНГОМ
Словно в ответ на нашу недавнюю публикацию «Построят и нас не спросят» заказчик строительства ТОО «Тениз-Сервис» (дочернее предприятие «КазМунайГаза») выступило с инициативой круглого стола. Мероприятие прошло 29 октября в стенах местного филиала Орхусского центра с участием представителей общественности, НПО, госструктур, ГЭФ/ПРООН и прессы.
Сторонники размещения базы на Приморском канале всячески пытались убедить в отсутствии других мест для строительства, приводя разные доводы. По словам заместителя генерального директора ТОО «Тениз-Сервис» Алексея САФОНОВА, ещё в начале 2009 года акиматом области была создана рабочая группа для рассмотрения всех предложенных участков. Таких мест набралась чёртова дюжина, но всем приглянулся именно канал Приморский, в двух километрах от границы резервата «Акжайык».
Презентуя проект, заместитель генерального директора РГП “Информационно-аналитический Центр ООМ МООС РК” Людмила ШАБАНОВА отметила основную цель СКЭБР – предотвратить попадание нефтепродуктов в русло Урала и спасти реку. База способна реагировать на второй уровень разлива нефти, на её территории будут находиться причал, центр реабилитации пострадавших животных, здания для хранения оборудования, вертолётная площадка. Чтобы саму базу не пришлось спасать во время нагонных вод, её планируется построить на искусственной площадке. Вместо абсолютно разбитого пути от Дамбы до Пешного построят современную дорогу. В проекте также предусмотрена серия природоохранных мероприятий, в частности, полный запрет на судоходство в период нереста, для чего будет предусмотрен альтернативный путь через камыши для транспорта на воздушных подушках. Кроме того, СКЭБР является частью крупномасштабного экологического мониторинга в казахстанском секторе Каспийского моря. Вероятно, именно в Атырау в ближайшие годы будет открыт ситуационный центр, оснащённый современным оборудованием для космического, воздушного, морского мониторинга, а также производственного мониторинга всех пользователей сектора.
Учли и замечания, прозвучавшие на слушаниях предыдущих лет. «В нынешнем проекте базы нет АЗС, а также двух резервуаров для завоза нефтесодержащей воды, – отметил директор департамента проектирования «Казмунайгаза» Вячеслав ЛИ. – Собранная судами нефтесодержащая вода будет отвозиться в Баутино, там же суда будут отмываться от остатков нефти».
«СЕСТЬ НА ТРУБУ НЕ РАЗРЕШАТ»
Противники размещения СКЭБР на канале попросили подробно пояснить, почему не подходит самый, по их мнению, оптимальный вариант – на участке выхода трубопроводов из моря в сторону Карабатан – так называемый участок КП-71.
По словам Алексея Сафонова, на этом участке проложено четыре нитки трубопровода – две нефтяные и две для сырого газа, содержащего, как известно, 25% сероводорода. А согласно отечественному СанПиНу, санитарно-защитная зона возле объекта с содержанием сероводорода выше 20% должна быть восемь километров. С началом второй фазы разработки Кашагана зона трубопровода ещё увеличится по ширине. Даже если СКЭБР строить за пределами санитарно-защитной зоны, то в случае аварии её персонал придётся эвакуировать, и база останется висеть «мёртвым грузом». Кроме того, чтобы судам добраться до базы, расположенной на этом участке, придёт прорыть не менее 30 километров канала по мелководью в прибрежной зоне. Да и вообще, ни один из контролирующих органов не даст «добро» там на строительство.
«ЖАЛУЙТЕСЬ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, А НАШЕ ДЕЛО МАЛЕНЬКОЕ»
И только натолкнувшись на яростное, безапелляционное сопротивление «зелёных», разработчики СКЭБР, наконец, раскрыли карты. Небольшое выступление во время полемики директора КазНИГРИ (генеральный подрядчик ТОО «Тениз-Сервис» по составлению проекта строительства базы) Косана ТАСКИНБАЕВА стоит привести дословно:«Я специалист и, когда вник в это дело, понял, что при всём богатстве выбора – альтернативы нет. Даже если мы и начнём сейчас заниматься оформлением документации для другого места, то вы представляете, сколько времени мы потеряем? По месторасположению решение уже принято, землеотвод выполнен. Я, как главный исполнитель, принял техническое задание, и моё дело маленькое – выполнить это техзадание. А месторасположение выбирал не КазНИГРИ и не «Тениз-Сервис». Это правительство, и если вы сейчас чего-то хотите, то подавайте в суд. Другого выхода нет, и этот поезд не остановить».
Вот с этого-то и нужно было начинать организаторам круглого стола, а не разводить тары-бары. Всё ведь уже решено, и поезд, как образно выражается г-н Таскинбаев, действительно не остановить! Даже такая мелочь, как согласование на использование карьера возле посёлка Дамба, выполнена. В карьер будут свозить ил, вычерпанный со дна канала в ходе дноуглубительных работ.
Отрицательное впечатление постарался смягчить Вячеслав Ли: «Уважаемые “зелёные”, не направляйте на нас весь свой негатив. Не нами было принято это решение. Мы исполнители проекта. Обращайтесь в правительство. Направляйте свою энергию в нужное русло. Но мы собрались здесь не для того, чтобы поставить перед фактом, а чтобы выслушать ваше аргументированное мнение и чтобы проектировщики на стадии разработки ТЭО могли внести изменения».
В настоящее время разрабатывается технико-экономическое обоснование СКЭБР с последующим проектированием базы. Существует даже график работ, по которому во второй половине ноября состоятся общественные слушания. Ввести СКЭБР в эксплуатацию планируется в августе 2012 года.
Лев ГУЗИКОВ
Использовано фото А. Ивасенко
Макс БОКАЕВ: «Надо расширить земли заповедника»
Своим мнением по альтернативному варианту месторасположения СКЭБР поделился председатель НПО «Арлан» Макс БОКАЕВ.
– Непонятно, почему с таким упорством КМГ хочет видеть базу именно в дельте реки. Ведь выбор в пользу побережья Каспия подкрепляется следующими доводами:
как утверждают разработчики, СКЭБР будет использоваться как транзитный пункт при разливах нефти 3-й степени. Поэтому для доставки грузов из аэропорта планируется построить автодорогу до Приморского канала. Однако логистика по доставке крупногабаритных грузов из аэропорта до Карабатана ведь уже налажена;
в канале придется проводить дноуглубительные работы. Но если уж тратить деньги на подобные мероприятия, то лучше прорыть канал-фарватер в прибрежной зоне Каспия. И тогда на базе можно будет размещать суда с различной осадкой, а не только маломерные и суда на воздушной подушке;
заказчики проекта утверждают – база будет находиться в т.н. «спящем режиме». Но не надо забывать о том, что без постоянных учений и тренировок персонал базы станет терять навыки. Поэтому заверения о минимизации воздействия на окружающую среду «спящей базы» всерьез не воспринимаются.
И самый существенный довод: в случае расположения базы в устье реки целостность экологической системы земель, вплотную прилегающих к особо охраняемой природной территории, будет разрушена.
Строительство базы в дельте Урала грозит также и ухудшением международного имиджа страны. Как известно, в апреле 2009 года резерват «Акжайык» включён в список водно-болотных угодий международного значения. В случае изменения экологического характера водно-болотных угодий Казахстан, в соответствии со статьей 3 Рамсарской Конвенции, должен «без промедления» сообщить об этом в Бюро Конвенции.
Есть ещё один способ предотвратить строительство СКЭБР в устье Урала. Для этого, в соответствии с законом РК «Об особо охраняемых природных территориях», областной акимат должен принять решение о резервировании земель для расширения природного резервата «Акжайык». Расшириться необходимо всего лишь на 1,5-2 км по всему периметру резервата. И всё. В случае расширения на такое расстояние строительство СКЭБР в устье реки будет незаконным.
Для недопущения строительства СКЭБР в устье Урала важен каждый день. Поэтому в областной акимат и областной маслихат направлены письма с предложением срочно провести общественные слушания для выработки обоснований по расширению территории резервата.
Махамбет ХАКИМОВ, НПО «Каспий Табизаты»: «Я буду самым вашим непримиримым оппонентом и дойду до президента. Уйдите с Дамбы!»
Жибек БИСЕНОВА, ОФ «Болашак»: «Общественность области будет добиваться моральной, материальной и юридической ответственности разработчиков проекта. Вплоть до уголовной».