Атырау, 20 апреля 08:28
 ясноВ Атырау +32
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

В Атырау много авто из Армении. Но их как бы нет

54 783 просмотра


По неофициальным данным,  в этом году в Атырау было завезено около 3 тысяч автомобилей из Армении. Между тем управление административной полиции ДВД Атырауской области сообщает, что ни один из обладателей армянских авто к ним за регистрацией не обратился. Корреспондент «АЖ» разбирался в причинах этой странной ситуации.

ВСТУПИЛИ В… ДОГОВОР

По словам руководителя управления таможенного контроля ДГД Атырауской области Армана АБСИМЕТОВА, таможенная очистка автотранспортных средств в Казахстане производится двумя способами: по общеустановленому порядку и для личного пользования. В первом случае взимание таможенной пошлины производится по ставке Всемирной торговой организации (ВТО) либо по ставке Единого таможенного тарифа (ЕТТ), действующего в странах Таможенного союза (ТС): России, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Армении.

- Если мы применяем ставку ВТО, то растаможенная автомашина уже не сможет покинуть пределы РК до окончательного износа. Следует учесть, что ставка ВТО несколько ниже ставки ЕТТ, но не намного, - говорит А. Абсиметов.  

Ставка для личного пользования регламентируется решением совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования", где предусмотрено однократное внесение платы за все таможенные платежи. Тогда как в общеустановленном порядке помимо таможенной пошлины необходимо оплатить сбор за таможенное оформление, акциз за объем двигателя, превышающего 3000 куб. см., и НДС.

Армения вступила в ТС, заключив договор "О присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе", 29 мая 2014 года. Договор предусматривает льготную ставку в размере 10% пошлины от стоимости  автомашин, завезенных и растаможенных в Республике Армения, действующую с 10 октября 2014 года до 1 января 2020 года. Вот эти машины, растаможенные по льготной ставке, сейчас и раскупаются из Армении гражданами других стран по бросовой цене.

Дальше вот что выясняется. При регистрации авто, завезенных из Армении, предусмотрена уплата разницы между льготной "армянской" пошлиной и казахстанскими платежами. Об этом сказано в п.35 вышеуказанного договора: «Автомобили, указанные в п.30, могут временно ввозиться на территорию других государств - членов ТС без уплаты таможенных пошлин налогов только лицами, постоянно проживающими в Армении. Ввоз и использование на территории других государств - членов ТС таких авто иными лицами, а также их отчуждение, передача пользования, распоряжения допускается только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих государств и уплаты таможенных пошлин и налогов». Разницу в таможенных платежах, применяемых в РК, и льготной ставкой, применяемой для Армении, на автомобили, завезенные и растаможенные в Армении до 1 октября 2014 года, платить не надо. Об этом сказано в том самом пункте 30  договора: «ставки таможенных пошлин и налогов, установленных в ТС, не применяются в Армении в отношении легковых автомобилей и прочих моторных транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования до начала применения в Армении ставок, установленных ЕТТ».

«БУДУ ЕЗДИТЬ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ ИЛИ ПРОДАМ НА ЗАПЧАСТИ»

Почему же произошла эта неразбериха? Ноги, что называется, растут из Армении. Ведь п.40 договора гласит: «Республика Армения обеспечит использование товаров, к которым применяются более низкие ставки базовых таможенных пошлин по сравнению со ставками таможенных пошлин ТС, только в пределах своей территории и примет меры по недопущению вывоза таких товаров на территорию других государств - членов ТС без оплаты разницы  сумм ввозных таможенных пошлин» (курсив мой - М.С).

Моему знакомому перегнали из Армении «Тойоту Камри» сороковой модели 2010 года выпуска за три миллиона тенге. А когда он когда узнал, что за растаможку «старушенции» в Казахстане придется выложить столько же, чуть не сжег ее. Теперь говорит, что будет ездить на ней без регистрации до полного износа или продаст по запчастям.

В другом случае молодой человек, назвавшийся мне Куанышбеком, в январе 2018 года поехал в Ереван и выбрал на авторынке седан Лексус-300 2006 года выпуска, договорившись с продавцом на 3 миллиона тенге. Потом они с продавцом поехали в тамошний специализированный ЦОН, где оформили Куанышбеку временную прописку в Армении и переписали документы на его имя.

- Когда вернулся в Атырау, то встал перед фактом - чтобы оформить автомобиль в административной полиции, надо заплатить несколько миллионов тенге, которых у меня не было. С тех пор езжу с армянскими номерами и страховым полисом. Не знаю, что буду делать, когда закончится его действие, - сокрушается Куанышбек.

А вот некоторые другие владельцы армянских машин говорят, что знали, на что шли, когда отправлялись за покупкой в далёкие края. Они приобретали в Армении, как правило, японские минивэны, чтобы за короткие сроки к разнице в стоимости присовокупить заработки на частном извозе по междугородним маршрутам.

Как объяснили в управлении административной полиции, при первичной регистрации автомобиля в соответствии с Техническим регламентом ТС предусмотрен еще и утилизационный сбор, на который существует базовая ставка, равная 50 МРП. В зависимости от объёма двигателя к этому значению применяется коэффициент от 3 до 23. А есть ещё и сбор за первичную регистрацию в размере  от 0,25 до 500 МРП в зависимости года выпуска автомобиля и мощности двигателя.

Вопросы к заместителю начальника УАП ДВД Мырзалы УТЕГАЛИЕВУ:

- В какие сроки нужно зарегистрировать автомобиль, завезенный из стран ТС и третьих стран?

- Согласно ст. 63 Закона РК «О дорожном движении» обязательной государственной регистрации подлежат все механические транспортные средства, изготовленные или ввезенные в РК, за исключением зарегистрированных в компетентном органе другого государства и ввозимых в РК на срок не более одного года.

- Какие меры применяются к нарушителям при завозе автомашин из стран ТС?

- Согласно ст.590 ч.2 КоАП РК управление транспортным средством без государственных регистрационных номерных знаков или после запрещения его эксплуатации, или незарегистрированным в установленном порядке – влечет за собой штраф в размере 10 МРП.

Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ

Фото Нурбейбит НУГМАНОВ

25 сентября 2018, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz