

Накануне 1 сентября корреспондент «АЖ» встретилась с руководителем управления образования Атырауской области Кайыргали КЕНЖЕГАЛИЕВЫМ и интервью затронуло много моментов, интересных для родителей малышей и выпускников.
- Сейчас у нас 328 учреждений дошкольного образования: 188 детских садов и 140 мини-центров. По сравнению с прошлым годом больше на 11 единиц. Идет строительство 13 детсадов на 2 490 мест. Обеспеченность дошкольным образованием в области составляет 94,2 процента. Кроме того, идет капитальный ремонт в 7городских детсадах.
По школам – у нас их 192 государственныеи 4 частные. В аварийном состоянии четыре: школа Лабай в Курмангазинском районе, школы имени М. Жумабаева и Г. Муратбаева в городе Атырау, школа им. К. Ескалиева в Индерском районе. До конца года ремонт школы Лабай закончится. Проектно-сметные документации остальных трех школ на стадии подготовки.
1 сентября новые двери для детей откроют средняя школа Гагарина в Курмангазинском районе и школа на 424 мест в селе Сагиз, 3 детсада (в Алматы, Талдыколь, Бодене) и общежитие музыкальной академии. До конца года в эксплуатацию будут сданы 5 школ (школы Лабай, Жасталап, им. Ж. Нажмеденова в Курмангазинском районе, школа в микрорайоне Жулдыз и школа им. М. Отемисова в городе Атырау) и 9 детских садов.
- Очень много вопросов у родителей касательно питания в школах. Как составляется меню и какие меры предпринимать в случае недовольства питанием детей?
- По республике всего 4 области обеспечивают учеников начальных классов горячим питанием, в том числе Атырауская. Что касается качества питания – попечительские советы при школах должны работать активно, именно они могут вмешиваться в эти проблемы, вносить свои пожелания и замечания. Школьные столовые арендуют частные предприниматели и пока в силе мораторийна проверки субъектов бизнеса. Меню составляют сами предприниматели, а утверждают работники департамента охраны общественного здоровья. Есть инструкция составления меню, сейчас на питание одного ребенка выделяется примерно 230 тенге, но сумма может меняться, исходя из стоимости продуктов на рынке.
- Есть вопросы от наших читателей по учебе на дому детей с ограниченными возможностями: учителя не приходят к ним домой или занятия не проходят надлежащим образом. А знания таких детей вообще проверяется? Как развивается у нас инклюзивное обучение?
- Ребенок, который учится на дому, не сдает экзамены, потому что его здоровье – это самое главное. Есть специальный образцовый план обучения на дому. Конечно, учителя проводят занятия, ведь это их часы. Иногда сами родители могут попросить их не приходить в связи с состоянием здоровья ребенка. А жалоб в наше управление не поступало.
Об инклюзивном обучении. Согласно нормативным документам министерства, в одном классе общеобразовательной школы могут учиться до 2 детей с ограничениями в развитии. Конечно, если они не причиняютвред другим. Цель – создать возможности для развития ребенка, научить его держаться в окружающей среде, не отдалять от общества. Инклюзивное обучение может проводить каждая школа. Разрешение на обучение такого ребёнка в обычной школе выдает медико-педагогическая-психологическая комиссия. По республике составляется нормативная документация о введении тьюторов (англ. tutor – наставник), которые будут работать с такими детьми в школах.
- Теперь педагоги будут заполнять всего 5 документов – это для их «спасения» от бумажной волокиты. Но по отзывам некоторых учителей, бумаг меньше не стало. Заполнение документов только критериального оценивания – дело нелегкое.
- Да, согласно приказу №32 министерства, педагоги заполняют пять документов: классный журнал, календарно-тематический план, документы по критериальному оцениванию, поурочный план и дневники учащихся. Раньше учителя заполняли еще больше документов: работа с одаренными детьми, работа с неуспевающими учениками, план самообразования и т.д. Сейчас все это убрали. Скоро даже журналы будут электронные. С этого учебного года они внедряются в 172 школах области. Теперь учителя не будут возиться с бумажными журналами.
- А выделяются ли учителям дополнительно деньги на покупку канцелярских принадлежностей?
- Нет, но учителя, которые преподают по новой программе, получают 30 процентов надбавки к зарплате. Подтвердившие свою квалификацию - от 30 до 50 процентов надбавки. А учителя, преподающие на английском языке, получают надбавки в размере 2-кратного базового оклада. Эти надбавки не только для улучшения материального состояния педагога, но и для работы.
- Теперь при приеме документов в школу адресную справку не будут требовать. Значит ли это, что родители могут отдать ребенка в любую?
- Школа в первую очередь обеспечивает детей своего района, и только после этого при наличии мест может принять детей из других районов. В данный момент выдача путевок в детские сады и прием в школы автоматизируются, так что теперь здесь все будет прозрачно – сколько мест в школах и т.д.
- В школах химия, биология, информатика и физика будут вестись на английском языке. Предметники проходят курсы. Как вы думаете, смогут ли они вести урок на иностранном языке?
- Нет, это не значит, что весь урок пройдет на английском. Будут вводиться только элементы. В прошлом году 15 классов в 12 школах учили предметы на трех языках, в этом году к этому методу перейдут свыше 100 школ области. Учитель во время урока особое внимание будет уделять разъяснению некоторых технических терминов на английском языке.
- А есть учебники, методические пособия для учителей?
- Есть учебники на трех языках. Запросы сделаны, все школы будут обеспечены учебниками. Эти предметы также будут идти как факультативные.
- Мы уже писали, что несколько лет назад в Нуржауской средней школе в Курмангазинском районе проводили капитальный ремонт, но по вине подрядчика работы остались незаконченными. Как сейчас обстоят дела?
- На данный момент строительная компания ведет ремонтные работы, были проблемы, но все уладили. Школу сдадут в новом учебном году.
- В СМИ распространилась информация, что в школах теперь не будут проводиться пробные тестирования.
- Нормативного документа, что в школах не будут проводиться пробные тестирования, пока нет. Но есть планы, что теперь ЕНТ не будет иметь прямого отношения к школе. Ведь сейчас мы организуем и отвечаем за все - тестирование, сбор детей, их питание, проживание, отдых и т.д. Теперь выпускник получит аттестат и все. Дальше школа не будет нести ответственность за ЕНТ. А пробные тестирования будут проводиться по желанию учащихся, но пока, повторюсь,нормативного документа насчет этого нет.
-- Расскажите об изменениях при назначении директоров школ.
- Теперь они будут назначаться на конкурсной основе в 4 этапа. Кандидат отчитывается перед попечительским советом школы за план развития, проходит собеседование в районном или городском отделе образования, сдает национальное тестирование и в конце проходит собеседование в областном управлении. Раньше они не проходили тестирование и собеседование в управлении. Нам отправляли документы из районного или городского отделов, мы проверяли соответствие и утверждали. По новой методике мы успели назначить директоров двух школ.
- Сколько школ в области учатся в три смены? Какие конкретные меры предпринимаются для решения данной проблемы?
- Таких школ 10 школ, все они находятся в областном центре. Основные меры – строительство новых школ. В №16, 30 учатся дети из микрорайона Нурсая. Для решения нехватки мест в Нурсае в прошлом году сданы две школы, планируется строительство ещё одной на 1 200 мест - составляется проектно сметная документация.
Кроме того, трехсменка в №24, 27 образовалась за счет детей из новых микрорайонов Береке, Жулдыз. В данный момент планируется строительство школы в Береке. И как до этого сказал - в Жулдызе школа на 624 мест уже строится.
- Вопрос кадров - не хватает учителей...
- В данный момент есть 361 вакансия – 61 в начальных классах, 51 по математике, 65 - русской литературе, 17 - физике, 37 - физическому воспитанию. Для решения кадрового вопроса выделяются гранты акимата на педагогические специальности – в прошлом году 178, в этом – 149.
- При приеме на работу проверяются знания педагогов?
- Мы должны принимать на работу молодых специалистов с дипломом. Нехватку кадров можно связать с особенностями каждогорегиона. У нас дефицит кадров в основном в русскоязычных классах и школах, потому что их меньше. Мы приглашаем специалистов из других регионов. Для них организуем общежитие и подъемные пособия.
- Предусмотрены ли школьные автобусы? Дети учатся допоздна, особенно трудно им зимой.
- Автобусы выделяются для перевозки детей из населенных пунктов, которые расположены не менее, чем в 3 километрахот школы.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото автора
В Атырау -2