После кризиса в неоплатном долгу перед банками остались сотни, если не тысячи клиентов. Их, мягко говоря, непростые взаимоотношения с банками после того, как они перестают погашать кредит, огласке не предаются.
Но вот впервые к нам обратился один из клиентов местного филиала БТА Банка: с апреля прошлого года он перестал оплачивать долг. В понедельник городской суд вынес решение в пользу банка – теперь на шее у Талгата (свою фамилию он просил пока не называть) помимо основного долга (11 миллионов тенге) еще 3 миллиона. Это вознаграждение банку, которое накопилось за полтора года. «О том, что банк будет подавать в суд, нам сказали весной прошлого года. Почему они подали только сейчас? Ждали, когда увеличится сумма вознаграждения? Так же можно человека до инфаркта довести!»
В 2007 году Талгат под залог своего нового двухэтажного дома получил кредитную линию на имя супруги на 100 тысяч долларов. Срок кредита – 20 лет. Сумма ежемесячного платежа – 1200 долларов. До 2009 года они платили исправно и успели вернуть банку 18 тысяч долларов. Кредит был взят на предпринимательские цели (покупку стройматериалов). Но в 2009 году из-за кризиса рынок строительства практически умер.
“У нас возникли проблемы с наличкой, товар не уходил. В январе 2009 года мы с женой пошли в банк и попросили отсрочку. Отсрочку нам дали на 4 месяца. В апреле мы должны были вернуть вознаграждение банку за те 4 месяца, которые не платили. Если считать по 800 долларов в месяц, то получится 3200. Но на тот момент мы смогли отдать только 1500 долларов. За 10 дней до начала первой выплаты мы пошли в банк, предупредили, что не сможем отдать эту сумму сразу, и спросили у них, что нам делать? Они сказали: “никаких вариантов нет, вы попросили отсрочку – мы дали, теперь платите. Если не будете платить, то ваш дом автоматически уйдет с аукциона. Если по голландскому методу, то продадим его, допустим, за 50 тысяч долларов, тогда лишитесь дома и плюс долг в размере 50 тысяч долларов останется на вашей шее”. Я им говорю: “Вы не пугайте, дайте лучше варианты”.
Тем временем мы написали письмо Сайденову (председателю правления БТА Банка. – С.Т.), в котором изложили нашу проблему. Буквально на следующий день нам позвонили из банка, попросили зайти. Мы встретились с заместителем директора, но он ничего нового нам не сказал, повторял старое: платите, говорит, никаких вариантов нет, головной эти проблемы не решает. Меня еще несколько раз так вызывали, говорили одно и то же. Мы не смогли договориться, и в банке нам сказали: или будете платить, или мы подадим в суд. Мы сказали, хорошо, подавайте в суд. На том и порешили. Понимаете, я же не отказываюсь от своего кредита, не отказываюсь платить. Но если человек оказался в затруднительном положении, неужели нельзя пойти навстречу?
В итоге прошло полтора года. И только две недели назад нас пригласили в суд для ознакомления с делом. Судья городского суда Г. САБИРОВА сказала, что банк предъявляет нам иск на 11 миллионов тенге плюс сверху еще 3 с лишним миллиона. Насчет трех с лишним миллионов нам объяснили, что это накопленное вознаграждение банку. И самое странное: там, на суде, мы узнали от юриста банка, что нам поменяли график погашения и уменьшили сумму ежемесячного платежа с 1200 до 650 долларов. Судья спросила у юриста, предупреждали они нас о том, что уменьшили ежемесячный взнос? Юрист ответил, что нет. Действительно, мы не знали об этом. Скажи они нам тогда, что поменяли график погашения, сейчас, возможно, не было бы этой проблемы. Судья нам сказала: если возьмете на себя 3 миллиона тенге, есть шанс получить отсрочку на один год. Но я не собираюсь брать эту сумму на себя. Почему банк подаёт в суд спустя полтора года? У меня срок кредита до 2027 года – пусть бы тогда подали в 27 году!
В понедельник вышло решение городского суда в пользу банка. Судья говорит, что банк имеет право требовать эту сумму, поскольку у него есть лицензия. Я считаю, что это лицензия на грабеж. От кредита я не отказываюсь. Но 3 миллиона платить не собираюсь. Пусть разделят ее на банковских работников. Во-первых, они затянули с судом. Во-вторых, я считаю, это их безответственность, они должны были сообщить нам, что поменяли график погашения. Моя ошибка в том, что не я первый подал в суд. Ведь многие попадают в такую переделку. И никто не хочет связываться с банками. Сейчас я намерен подать заявление в областной суд и далее – в Верховный”.
Мы обратились в БТА Банк за комментариями. Вот что нам ответил заместитель директора Атырауского филиала АО «БТА Банк» Нурбол КУРМАН:
– В начале 2009 года заемщик обратилась в наш банк с просьбой предоставить отсрочку по выплате ежемесячного платежа в связи финансовыми затруднениями. Банком было принято решение о проведении реструктуризации в виде предоставления отсрочки по выплате ежемесячного платежа на 4 месяца. После проведения реструктуризации заемщик не стал выполнять обязательства согласно условиями кредитного договора. В апреле 2009 года от заемщика поступило повторное заявление с просьбой о проведении повторной реструктуризации. По данному заявлению банком также было принято решение об удовлетворении просьбы заемщика в виде отсрочки по выплате ежемесячного платежа и предоставления индивидуального графика погашения. С июня по декабрь 2009 года он должен был платить половину от основного платежа. Также банком были прощены все начисления, штрафные санкции и пеня, которые образовались в связи с неисполнением условия кредитного договора. Однако в последующем заемщиком также были нарушены принятые на себя обязательства по погашению кредита. Об этом заемщик был уведомлен как в письменной, так и в устной форме. Но какого-либо результата эти мероприятия не дали. В связи с этим банк был вынужден принять решение о взыскании с заемщика ссудной задолженности через суд. Недавно вышло решение городского суда, наше ходатайство удовлетворили.
– Почему вы подали в суд не сразу, а через полтора года?
– Это процедурные моменты.
– Заемщик утверждает, что узнал о новом графике только на суде...
– Я поднял досье, на новом графике стоит подпись заемщика. Значит, они в курсе.
В свою очередь Талгат стоит на своем:
– Никто из банковских работников не говорил об изменении графика погашения. Моя жена не видела новый график погашения и не ставила свою подпись под ним. Я намерен дойти до Верховного суда, доказать свою правоту и оспорить эти три миллиона. Пусть сами расплачиваются за свои ошибки.
На чьей стороне правда, судить сейчас сложно. Наверняка Верховный суд завален исками тысячи таких же заемщиков. Многие из них заведомо проигрышные, поскольку банки заранее обеспечивают себя гарантиями в кредитном договоре. Подписывая его, мы заведомо соглашаемся со всеми условиями.
Сауле ТАСБУЛАТОВА