В этом году он был единственным представителем из Казахстана на чемпионате Азии среди юниоров, который проходил в Индии. Там вместе с Артемом ТАРАСОВЫМ из Узбекистана они вошли в восьмерку лучших пар Азии. На прошлой неделе Дима приехал погостить домой после Кубка президента Армении, где он играл в четвертьфинале. Профессионалы говорят, что это очень хороший результат - Кубки президентов являются турнирами первой категории, и быть в пятерке сильнейших всегда престижно. Мы воспользовались случаем и встретились с восходящей звездой большого тенниса.
«ЗАХОТЕЛ ИГРАТЬ, КАК САФИН»
– Дима, почему теннис?
– Мне всегда нравилось смотреть по телевизору турниры с Маратом САФИНЫМ, Питом САМПРАСОМ, я хотел играть как они. В 8 лет родители привели меня в ФОК «Атырау». Мне очень понравились тренировки, к тому же тренеры сразу заметили меня, сказали, что есть способности, что я могу заиграть профессионально. Какое-то время тренировался у Веры Рафаиловны ТИХОМИРОВОЙ. А потом родители предложили мне переехать в Испанию, чтобы поднять уровень игры. Условия для тенниса там лучше, можно круглый год играть на открытом воздухе. И как ни странно звучит, я уехал туда ещё и в целях экономии. В Испании тренировки стоят намного дешевле, чем в Казахстане и России. К тому же там существует хорошая система скидок.
– А как же школа?
– Школу я закончил экстерном, по успеваемости был сначала отличником, потом хорошистом, так что закончил без троек.
– В каком городе и у кого ты тренируешься в Испании?
– Тренируюсь в Барселоне, в теннисной академии Elitennis. Мой главный тренер Энрике ГУЛТБЕРГ – из Аргентины, я тренируюсь у него с 12 лет. Второй тренер – Джон КИНГ из Англии. Тренеры в академии возлагают на меня надежды, хотя я иностранец. Также есть тренер по физической подготовке, который раньше тренировал футбольный клуб Барселоны. У нас есть своя система, календарь турниров, в которых я играю. В этом году, например, участвовал в 20 турнирах, которые прошли в 12 странах.
– Приходилось участвовать в престижных турнирах?
– В этом году я мог бы играть в Australian Open, но из-за того, что был на турнире в Индии, не смог открыть визу в Австралию. Процедура получения австралийской визы занимает три недели, и я просто не успел.
(От редакции: Australian Open относится к турниру первой категории серии «Большого шлема». Всего есть 4 турнира этого ранга, и попасть на них по количеству очков уже считается большим успехом.)
«МНЕ НРАВИТСЯ ВЫСТУПАТЬ ЗА КАЗАХСТАН»
– Дима, что значит играть профессионально?
– Это регулярные тренировки по шесть часов в день – 4 часа на корте и 2 часа физподготовки. Необходимо следить за собой, за питанием, соблюдать режим. Поначалу было тяжело, но через несколько месяцев я привык.
– Со стороны теннис выглядит очень привлекательно: поездки по всему миру, миллионные гонорары. Но ведь далеко не каждому дано стать первой ракеткой?
– Необязательно быть первым, достаточно находиться в сотне, это уже является определенным классом, которого в Казахстане еще не было.
– Что ты думаешь по поводу победы Шведовой на US Open?
– Я её, конечно, поздравляю, но считаю, что она не является воспитанницей казахстанского тенниса. Просто федерация Казахстана предложила ей более выгодные условия, и она поменяла гражданство.
– А если тебе поступят выгодные предложения?
– Два года назад мне предложили поменять гражданство и играть за другую страну, но я не согласился из патриотических соображений. Мне нравится, что мой Казахстан признают в других странах.
Другое дело, что, к сожалению, федерация Казахстана практически ничем не помогает нам. У неё другие приоритеты – привлечение легионеров из России и других ближайших стран, а также развитие тенниса для детей 10-12 лет. Такие, как я и мои ровесники по всему Казахстану должны сами пробиваться.
У меня есть сертификат американской тренерской категории USPTR – это означает, что я являюсь сертифицированным тренером. Также имеются другие тренерские лицензии. Мне бы хотелось помочь молодому поколению, чему-то научить, показать. Но, к сожалению, предложений нет.
«ТЕННИС В ИСПАНИИ КАК ФУТБОЛ В БРАЗИЛИИ»
– Что, по-твоему, нужно для развития тенниса в Атырау?
– Нужно больше кортов, больше специалистов.
– Почему ты выбрал Испанию?
– Мужской теннис больше всего развит именно в Испании. Это как футбол в Бразилии. Рафаэль Надаль из Испании. Марат Сафин и его сестра тренировались в Испании.
– В каком возрасте заканчивается профессиональная карьера теннисистов?
– Многие мои ровесники уже закончили её – из-за травм, материального состояния...
– Действительно, теннис не самый дешевый вид спорта, многим он просто не по карману...
– Согласен. Сейчас мне помогают родители и другие частные лица по устной договоренности. Никаких контрактов.
– Были уже первые заработки?
– Я пока в начале своей карьеры, поэтому пока только трачу.
– Что ты можешь посоветовать начинающим теннисистам? Какие качества им необходимо развивать?
– Теннис – как спортивное многоборье, здесь нужны и сила, и выносливость, и скорость. Но главное – желание.
– Чем занимаешься в свободное время?
– Люблю проводить время с друзьями, читать, слушать хип-хоп. На выходные мы с друзьями часто выезжаем в центр и гуляем по центральным улицам Барселоны.
– Ну, и как тебе испанцы?
– Очень доброжелательные, всегда готовы помочь. Правда немного ленивые (смеется).
– У тебя заметный акцент. На каком языке ты разговариваешь там?
– Я владею тремя языками – русским, испанским, английским. Ещё немножко говорю по-итальянски. В повседневной жизни разговариваю на испанском.
– Дима, какие планы на будущее?
– Сейчас я уже заканчиваю с юниорским теннисом, буду играть во взрослых турнирах серии Фьючерс. В планах серия турниров на юге Испании, в следующем году предстоят несколько турниров в Европе, возможны турниры в Африке.
– Удачи тебе и спортивных побед!
Беседовала Сауле ТАСБУЛАТОВА
Фото В. Истомина и из личного архива Дмитрия Бородкина
«УХОДИЛ С РАССВЕТОМ И ПРИХОДИЛ ВЕЧЕРОМ»
Леонид БОРОДКИН, папа Димы: «У Димы было очень сильное желание заниматься теннисом, а в Атырау для этого никаких условий не было и нет. Какое-то время мы тренировались в Москве, но там цены просто неподъемные. Подумали – или надо заканчивать, или куда-то ехать. В Интернете нашли информацию про Испанию. Решили ехать. Конечно, в теннис играют тысячи людей, и шансы стать первой ракеткой ничтожны. Но мечту нельзя убивать. После 7 класса мы уехали. Он уходил на тренировки в 6.30 утра и приходил только вечером. После ужина мы обязательно делали с ним по три урока. В итоге он закончил школу не хуже других. Дима очень дисциплинированный и привык, чтобы всё было по расписанию. Он не понимает, как можно опоздать или пообещать и не сделать.
Благодаря нашей общительности, есть люди, которые помогают нам. Поддержки от спортивных властей мы не ощущаем. Были предложения от некоторых тренеров поработать с ним, но из-за высоких цен мы отказались. Понимаете, ведь Дима не сидит на одном месте, в этом году он побывал в 12 странах, а это значит, что помимо работы тренеру нужно оплачивать проезд, питание, жильё. В итоге получается очень внушительная цифра.
Практика такова, что теннисисты начинают зарабатывать только во взрослых турнирах, а на них Дима еще не добивался больших успехов. Поэтому пока нас теннис не кормит. Благодаря тому, что у Димы есть тренерский сертификат, он помогает тренерам, возится с малышнёй, взамен получает хорошие скидки».
«ЖДЁМ ЕГО НА МЕСТНЫХ ТУРНИРАХ»
У директора областного филиала федерации тенниса Казахстана Веры ТИХОМИРОВОЙ мы поинтересовались, следит ли она за успехами своего бывшего воспитанника.
«Мы возлагаем на Диму очень большие надежды. Победы в турнирах серии ITF – безусловно, хороший результат, но пока это еще подступы. Сейчас ему предстоит играть в ATP-турах. Это сложный период в жизни теннисиста в том смысле, что надо постоянно поддерживать себя в хорошей физической форме (пульс, давление и т.д.). Не у всех спортсменов хватает здоровья. Мы желаем Бородкину удачи и хорошей физической формы, переживаем и болеем за него. И, конечно, ждем его на наших, местных, турнирах, чтобы он у нас тоже играл и показал класс подрастающему поколению».
СКОЛЬКО СТОИТ ТЕННИС?
Теннисная ракетка – от 200 долларов. Если ребенок занимается профессионально, то понадобится 4-5 ракеток (постоянно рвутся струны, а натяжка ракетки стоит очень дорого).
Теннисные кроссовки – около 100-200 долларов. Минимум две пары.
Теннисная форма – около 150 долларов (тоже понадобится две).
Банка мячей - около 10 долларов, хватает на одну-две тренировки. Если ребенок играет профессионально, то мячи просто «горят»: от ударов стирается ворс, что сказывается на скорости.
Кроме того, проводятся занятия по физподготовке. Личный тренер оплачивается отдельно.
23 сентября 2010, 00:00