– Жолдас Усекешулы, в области отделение велоспорта открылось в 2001 году. Какие успехи?
– В апреле 2005 года наш воспитанник Эдуард ВОРОНИН на горном этапе чемпионата Казахстана стал бронзовым призером. В следующем году группа атырауских велосипедистов из 6 человек участвовала в международных велогонках в Узбекистане. Там Эдуард добился успеха на этапе длиной 110 километров, а Арсен АРТУРУЛЫ – на этапе длиной 70 километров. Оба они удостоились бронзовых наград.
После этого нас много раз приглашали на республиканские соревнования, многодневные гонки, но спортивное руководство нам отказывало в поездках в связи с отсутствием денег. В текущем году мы также должны были участвовать в нескольких соревнованиях, но не поехали – урезали. Сегодня о международных гонках мы даже не говорим, потому что в регулярных чемпионатах не участвуем. В этом году мы участвовали только в двух чемпионатах. В Талдыкоргане в чемпионате Казахстана и в рейтинговом чемпионате среди профессионалов.
– А где сейчас находятся Эдуард Воронин и Арсен Артурулы?
– Они бросили заниматься велоспортом. Для них не смогли найти работу ни областное управление туризма и спорта, ни руководство ДЮСШ-2. А оставаться тренерами на наш мизерный тренерский оклад в 14 тысяч тенге – молодежь сейчас не согласна. Потом, если ты тренер, от тебя требуют, чтобы ты набрал свою группу детей и стабильно обеспечивал ее наполняемость. Так что, человеку становится не до спорта.
Кроме них у нас много призеров республиканских многодневных велогонок. В частности Нурмухана АЛИЕВА я держу в качестве тренера. Он учащийся колледжа бизнеса и права. А завтра закончит, согласится работать тренером? Я его держу только на честном слове, уговариваю...
Не знаю, найдет ли поддержку у властей эта идея, но мы хотели бы открыть клуб велоспорта. Я считаю, для этого у области есть все возможности. Перспективные дети есть. На сегодня у нас 75 ребят тренируются. В этом году при поддержке облспорта открылся филиал в Махамбетском районе. Ребята уже занимаются. Мы недавно были там и проверили.
В 2001 году в области было открыто женское отделение велоспорта, которое потом закрылось. Но с этого года мы возобновили занятия с девочками. Дело в том, что в будущем году планируется проведение Казахстанской спартакиады. А там мужскую команду области без женской команды допускать не будут. Также я считаю, у нас большие перспективы могут быть на велотреке. Когда мы с ребятами ездим на соревнования в Алматы, я обязательно провожу несколько занятий на треке. Чтобы знали. И знаете, наши дети показывают неплохие результаты.
– Получается, вам требуется срочная помощь. Какая именно?
– Нам нужна помощь финансовая и обеспечение транспортом. Для того чтобы сопровождать детей на тренировках по трассе Атырау – Махамбет, у нас нет машин. Говорят, на бумаге у нас есть машина, но она нам не достается. Нужна желательно «Газель». Ведь мы до поселка Редут Махамбетского района ездим, а там все что угодно может произойти – прокол или поломка. В таких случаях не знаешь, как добраться до города. Недавно мы написали заявление на имя директора ДЮСШ-2, что если произойдет несчастный случай, будет отвечать администрация спортивной школы. Честно говоря, похожие письма мы подаем руководству из года в год, об этом знают в областном управлении туризма и спорта. О том, какой нам требуется инвентарь и техника, мы регулярно подаем заявки в облспорт. Но ничего не меняется.
Что до недостатка в финансировании, то мы до 3-5 многодневных велогонок в год пропускаем. Вот сейчас пришло приглашение на многодневку. На всякий случай готовимся. Надеемся. Очень перспективные ребята из-за этого хотят спорт бросать. Говорят мне: «Ага, если денег нет на поездку на соревнования, зачем мы каждый день по 50-100 километров педали крутим?» Я молчу.
– Вы в прошлом известный борец, а как стали тренером по велоспорту?
– Да, я мастер спорта СССР по греко-римской борьбе. Закончил Карагандинский техникум физкультуры и спорта и Алматинскую Академию спорта. С 1990 года руководил спортшколами, залами. 18 августа 2001 года по решению акима области была открыта ДЮСШ-2 специально для развития в регионе велоспорта. Но потом здесь открыли баскетбол, волейбол и другие отделения. В конце концов велоспорт оказался за бортом.
– Получается, что во всех бедах вы вините спортивное руководство области. Не боитесь?
– Скажут увольняйся – я уволюсь. А если уйду я – отделение велоспорта закроется… С другой стороны, говорить, что совсем ничего не делается, тоже нельзя. 10 декабря прошлого года облспорт нам подарил 5 боевых велосипедов. Представьте себе, впервые за 8 лет после открытия ДЮСШ-2! Объясню: тренировочный велосипед весит 14 килограммов, а боевой – 8. Велосипедисты берут на соревнования свои боевые велосипеды.
С 2001 года я ни разу не брал из кассы ДЮСШ денег на запчасти к тренировочным велосипедам. Потому что не дают. Да и запчасти к ним не подходят, потому что велосипеды выдали одноразовые, китайские. Так и живем – лепим из двух велосипедов один.
– Возможно, наше интервью прочитает кто-нибудь из богатых спонсоров. Чего еще не хватает отделению велоспорта?
– У нас нет роликовых станков. Через месяц мы начнем тренироваться в зале. Обычные тренажеры у нас есть. А роликовый станок у нас всего один. И то я его на свои деньги купил для Воронина за 37 тысяч тенге. В прошлом году я сказал в облспорте: вместе с боевыми велосипедами купите роликовые станки. Вот теперь ждем.
– А можно тренироваться на обычных велосипедах?
– Нет. Обычные велосипеды и маунтбайки для экстремального спорта не подходят. Во-первых, из-за формы руля. Спина велосипедиста должна находиться в горизонтальном положении, чтобы уменьшить сопротивление ветру. Важно все – форма сидений в том числе.
– Когда вы говорите, что ваши дети преодолевают по 100 километров в день, у меня сразу коленки начинают болеть. А это не тяжело?
– Нет, на такие расстояния мы направляем спортсменов после года или двух лет тренировок. Перед этим мы проверяем состояние здоровья в областном физкультурном диспансере. Врачи нам здорово помогают, определяя, какие у ребенка возможности организма. Проверяют в основном сердце и легкие. Если нагрузка избыточная, нам врачи подсказывают, тогда мы снижаем нагрузки. Вы должны понимать, в велоспорте работают все мышцы, а не только ноги, поэтому нагрузки значительные. Соответственно в ходе ежедневных тренировок организм у детей закаливается, повышается его сопротивляемость болезням.
– Если финансирование улучшится, у вас есть ребята, готовые достойно выступить на соревнованиях и завоевать медали?
– Да, это Артем УСТИНОВ, Рысбай САРСЕНОВ, Айдын ТУЛЕУОВ, Сакен АКДАУЛЕТОВ и другие. Артема в нынешнем году пригласили учиться в спортивном интернате, но в связи с тем, что для его учебы мы должны были предоставить ему боевой велосипед, пришлось отказаться. Таких фактов было много, мы не можем отдавать свои велосипеды.
– Мэр Лондона открыл по городу сотни пунктов проката велосипедов, так что любой прохожий, бросив в автомат несколько монет, может на время обзавестись велосипедом. Как вы считаете, это применимо у нас?
– Англичане являются родоначальниками велоспорта, поэтому они будут всегда идти впереди всех в том, что касается велосипеда.
– Не наступил ли тот момент, когда в Атырау стоило бы построить велотрек?
– Да, это было бы очень хорошо. Потому что в Западном Казахстане ни в одной из областей трека нет. В Астане такой объект достраивается, только в Алматы действует давно. Для страны, чьи представители занимают первые места в велогонках мира, два велотрека – конечно, нонсенс. Сегодня мы планируем открыть клуб велоспорта, ищем меценатов, устав организации подготовили. Если откроем и найдем понимание со стороны органов власти, спонсоров, многие проблемы решатся.
– А если у вас не получится?
– Первым делом я отдам Артема Устинова в другую область. Он поедет, и ему там заплатят хорошие деньги. Мальчик очень перспективный, я считаю, нельзя ему обламывать крылья. Он упорно тренируется, бегает по утрам, запчасти для велосипеда на свои деньги покупает… О других ещё не думал.
– Ну, дай Бог, чтобы этого не произошло. И спасибо за интервью.
Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина
23 сентября 2010, 00:00