Почему многие атырауские художники советских времен сейчас ушли в тень? Как соотносятся самоуважение творца и художественная ценность его произведений? На эти и другие темы корреспондент «АЖ» беседует с художником Садиром КАРИБАЕМ.
Справка «АЖ»: Садир Карибай родился в 1956 году в г. Арал Кызылординской области. В 1983 году после окончания шымкентского художественного училища имени А. Кастеева приехал в Атырау и работал в областном фонде художников. С 1987 года участвует в областных и республиканских выставках, его работы хранятся в музейных фондах Казахстана и у коллекционеров в других странах. Член Союза художников с 1992 г.
О СОВЕТСКОМ ВРЕМЕНИ
- Садир ага, пока мы с Вами готовились к беседе, Вы сказали что-то о больших заработках местных художников в 80-е годы прошлого века...
- Да, тогда даже нефтяники получали намного меньше. Я, например, свободно зарабатывал 500 рублей в месяц, по тем временам очень большие деньги, 200 тратил на себя, остальное отсылал родителям в аул. Началось с того, что в 1983 году после окончания художественного училища в Шымкенте устроился в тогдашний Гурьевский областной фонд художников. В то время туда охотно принимали молодых живописцев, окончивших профильные учебные заведения. Но многие там не задерживались, уходили, потому что работать надо было много, и успевать в жёстко определённые сроки, иначе могли быть неприятности.
Речь идёт не об авторских картинах, а о так называемой наглядной агитации, портретах советских вождей, плакатах для праздничных демонстраций и других официальных мероприятий. Правящая коммунистическая партия в этом плане на деньги не скупилась, заказы сыпались один за другим.
Помню, как рисовал портрет Ленина, стараясь добиться максимального сходства с каноническим образом.Сегодня всё это кажется смешным, но тогда это был реальный источник хороших доходов. Сейчас, конечно, времена другие, всюду билборды и прочие современные конструкции, где нет места живой руке художника.
Впрочем, что ни делается, всё к лучшему. Сегодня я в таком возрасте, что надо заниматься именно творчеством, вкладывать душу в свои картины. Что я и делаю, получая при этом огромное удовольствие. А иначе зачем себя утруждать? Вообще считаю себя эгоистом. Но, по-моему, художники и вообще люди искусства и должны быть такими.
- Вы себя очень любите?
- Нет, не себя, а свое творчество, я восхищаюсь собой через свои творения. Ты должен восторгаться своими работами, и это даёт заряд на последующие творческие свершения. Художник должен быть эгоистичным и с норовом (смеется). У меня точно характер не сахар.
- И какой у вас характер? Упрямый?
- И это есть. Когда я в 1983 году приехал в Атырау, тогдашний Гурьев, здесь чувствовалось деление по родам, и меня поначалу не очень-то принимали. Но я такой же, как местные – безо всяких хитростей, правду-матку режу в лицо, поэтому быстро здесь освоился.
О РЫНОЧНОМ ВРЕМЕНИ
- А как Вы прошли период 90-х годов и позже, когда не стало вот этих вот «партийных» заказов? На что жили?
- Это был для нас сильный удар, в одночасье из зажиточных стали нищими. Кто-то стал крепко выпивать, кто-то вообще забомжевал. Чуть позже многие мои коллеги перебрались в Алматы и Астану. А я ушел в торговлю. Привозил из Алматы бытовую технику, одежду и здесь продавал. Кстати, со своей нынешней супругой Шолпан познакомился в поезде в одном таком «челночном» путешествии - она тоже занималась торговлей. Когда женился на ней, мне было уже 45.
- Поздновато...
- Я в то время вообще не думал о создании семьи, не придавал этому значения. Считал, что нет во мне ничего привлекательного для женщин: ростом небольшой, без этой самой мужской харизмы. Да и характер, как я уже говорил, не подарок. Но однажды явилось мне видение собственной старости: один как перст, рядом нет никого, чтобы подать тот самый стакан воды... И бросило в холод: нет, думаю, так дело не пойдёт. И вот судьба подарила мне встречу с Шолпан. Она оказалась очень спокойной – как раз то, что мне нужно. Младше меня на 10 лет. После знакомства она работала у меня реализатором, потом сделал ей предложение.
- Как бы Вы охарактеризовали своё нынешнее творчество, свой художественный стиль?
- Вот такое определение дам: философско-монументальный. Стараюсь передать чрез визуальные образы некие философские идеи. Некоторые коллеги называют мои картины романами. Считаю это толковым комплиментом.
- Вы в своих работах используете не только кисти и краски...
- Да, умею работать и в смешанной технике, с использованием металла, алюминия, кусочков ткани, гипса. Вообще, можно сказать, мастер на все руки: делаю жанровые картины, портреты, графику, чеканку.
- Искусствовед Женис Какенулы в своей книге «Ақ зер» сравнивает вашу манеру не с кем-нибудь, а с Пабло Пикассо.
- Думаю, что у меня всё-таки другой стиль, да и вообще до уровня великого мастера далеко, но очень приятно, когда тебя упоминают вконтексте с такими глыбами.
- Во сколько оцениваете свои работы?
- Самое меньшее в 1000 долларов. Если не устраивает - не покупайте. Временами поступают заказы. Так и живем.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ