Атырау, 10 января 22:19
 ясноВ Атырау -4
$ 524.75
€ 540.60
₽ 5.12

Тенгиз: «казсодержание» из Лондона, или Беспрецедентные проценты для местных

Фото Видео
40 071 просмотр


Вопрос повышения заработной платы подняли в феврале 2018 года около 700 сотрудников компании «Eurest Support Services» (ESS). Крупнейший поставщик сервисных услуг для ТШО на минувшей неделе объявил о своем решении увеличить зарплату водителей, поваров и уборщиков на 6%. Местные работники, которые получают меньше 100 тысяч тенге  в месяц, встретили эту новость язвительным смехом.

ТРЕТИЙ НЕ «ЛИШНИЙ»

Компания ESS более 16 лет оказывает сервисное обслуживание ТОО «Тенгизшевройл», и это крупнейший поставщик таких услуг. Известно, что с 2002 года и до конца 2015-го она была на прямых контрактах с ТШО, а с 2016-го в этой связке появился третий «лишний». Нефтяной гигант «изменил» своему давнему генеральному подрядчику с ТОО «КазМунайГаз Сервис-Компас» (КМГ С-К). Впрочем, только в финансовых отношениях – теперь все прямые выплаты шли на счета КМГ С-К, а ESS стал субподрядчиком, по-прежнему предоставляя обширный комплекс сервисных услуг: обеспечение транспортом работников всех проектов ТШО, их питание на Тенгизе и в Атырау, снабжение и материально-техническое обеспечение, гостиничные услуги, техобслуживание различного оборудования вахтовых поселков («Шанырак», «венгерский» поселок), промышленных заводских баз на Тенгизе, центрального офиса и коттеджного городка «Достык» ТШО в Атырау, транзитной гостиницы в аэропорту и т.д. 

КМГ С-К - это совместное предприятие, рожденное в результате слияния компаний «КазмунайгазСервис» (40%) и «Compass Group» (60%). То есть «брак» дочки казахстанской нацкомпании с гигантским сервисным концерном со штаб-квартирой в Лондоне.

Но эта связь оказалась недолгой – отечественная доля в КМГ С-К быстро всплыла в списке объектов, подлежащих приватизации, и была продана иностранному соучредителю - «Compass Group». Но не через аукцион, а так называемым «путем переговоров». Говорят, что немало казахстанских бизнесменов были бы очень рады приобрести долю в таком лакомом проекте, но им просто не дали такого шанса.

- Непонятная сделка, если честно. Насколько мне известно, казахстанскую долю даже не выставили как лот, поэтому неизвестна и цена сделки, - говорит один из предпринимателей, желавших поучаствовать в несостоявшемся аукционе.

Кстати, сама ЕSS это дочерняя компания Compass Group. В паспорте актива на сайте privatization.sk.kz о приватизации объектов с госучастием у лота «КазМунайГаз Сервис-Компас» были такие характеристики: «создано во исполнение поручения главы государства касательно увеличения доли казахстанского участия в проектах иностранных компаний». Но что-то подсказывает - у этой схемы наверняка были более прагматичные цели.

«РЕШАЙТЕ ИЛИ ВМЕШАЕМСЯ!»

Вывески в самом верху менялись, но для низов ничего не менялось на протяжении многих лет. Недовольство уровнем зарплат персонал ESS высказывает не в первый раз. В июне 2010 года письменное обращение подписали 1200 работников компании. Повышения не последовало, небольшой группе подписантов вменили роль зачинщиков и через Жылыойский районный суд компания наложила на них штраф с формулировкой «нарушение административного правопорядка», затем попыталась под благовидными предлогами уволить. Но профсоюз их отстоял.

В этот раз письмо на имя генерального директора Клайва КОУЛИ подписали 700 человек (всего штат компании составляет 4 тысячи). Письмо рассматривалось на официальном уровне – в апреле в облакимате на совещании о нарушениях трудового законодательства заместитель акима области по социальным вопросам Нурсауле САЙЛАУОВА высказалась довольно жестко: «К вам с заявлением обратились 700 ваших сотрудников, ответа не было, разве можно не придавать значения таким вещам?! Конечно, будет недовольство. Даю вам два месяца, решайте или мы вмешаемся».

В результате на днях компания назначила встречу в конференц-зале одном из атырауских отелей, где объявила о 6-процентном повышении заработной платы. На собрание меня попросили прийти те, кто подписал то самое последнее письмо - возможно, они ожидают репрессивного развития событий по примеру 2010 года и решили привлечь внимание СМИ к ситуации уже на этом этапе.

КТО КАК КОРМИТСЯ

Представлявший презентацию юрист компании, которому выпала незавидная роль, взывал к незыблемым ценностям:

- Мы нашли ресурсы на повышение. Да, возможно по некоторым позициям у нас ниже уровень зарплаты, чем у других, но наша сильная сторона это стабильность. И если считать по количеству работников, 6% это большая сумма. Поэтому принято такое решение. Это маленькие компании, может, платят больше. Зато у нас стабильность.

Юрист также обратил внимание на то, что руководителей ждет поощрение в размере 1-процентного роста заработной платы. Но размер их доходов является коммерческой тайной, поэтому сравнить не с чем. Но известен уровень зарплат, к примеру, водителей: от 70 тысяч в городе до 180 тысяч на Тенгизе по вахтам. Старший повар, который кормит «золотой» центральный офис ТШО в Атырау – 90 тысяч тенге; кухонный работник - от 40 до 50; уборщики получают на руки в среднем 54 тысячи тенге. В это же время приезжающие на месячные вахты из далекой Индии 4 повара в центральном офисе ТШО получают по миллиону тенге, для них арендуют квартиры, оплачивают транспортные и все прочие расходы, даже по ночным клубам их возит специальное такси. И вряд ли менеджеры-американцы догадываются, что диковинные блюда для них это не искусство приезжих кулинаров, а мастерство местного повара с зарплатой в 10 раз меньше.

БОРЬБА ЗА ПРОЦЕНТЫ

Настрой у работяг не самый позитивный. Довольно часто они упоминали другой вариант развития событий в этой связи – забастовку. Недовольство они выражали прямо, причем не только «мизерной», по их словам, надбавкой. Они оскорблены тем, что ни разу за все эти годы на встречу с ними не явился генеральный директор либо иной иностранный управленец компании, поскольку местные специалисты не полномочны в решении таких вопросов. Кроме того, они рассчитывали увидеть на этой встрече заместителя акима Сайлауову, которая уже в курсе трудового конфликта. Например, работница столовой на Тенгизе Салтанат КИШКЕНБАЕВА, заработная плата которой составляет 68 тысяч тенге, приехала из Кульсары в надежде лично донести до неё свои доводы. 

Единственного представителя властей - руководителя Жылыойского Центра трудоустройства Серика ХАМИДУЛЛУ -  зал освистал при попытке поблагодарить менеджеров отдела кадров ЕСС, обеспечивающей работой, по его словам, 70-80% жителей района. Выслушав представителей руководства и всех гостей, слово взяли работники:

- Мы получаем 90 тысяч, если выпадают праздники - меньше. Мы же не просим платить нам миллионы. Почему бы не сократить число иностранных дорогих поваров хотя бы до двух, а освободившиеся средства распределить между казахстанским составом? – предложила свой вариант решения проблемы на конкретном рабочем месте повар Нургайша НАБИЕВА.

- Ни для кого не секрет – сколько больных там, где сера. Те, кто пришел на Тенгиз в 93-м - половина умерли, половина сидят дома больные. Чтобы заработать для своих семей чуть больше, мы берем овертаймы. Сколько из наших умерли прямо на рабочем месте, а нам предлагают за столько лет всего на 6% повысить. Нет, мы не согласны категорически. Сколько подрядчиков у ТШО? Все подняли зарплаты своим от 30 до 100%, - говорили участники встречи.

-  Пусть работодатель покажет прибыль ежегодную, и тогда мы скажем, на сколько повысить, - сказал председатель профсоюза Марал КОШЕНОВ.

Делегация неудовлетворенных ходом собрания прямиком из конференц-зала пошла к руководителю управления государственной инспекции труда по Атырауской области Игилику АУБАКИРОВУ.


ДЕЛО В СУДЕ

-Я дал им разъяснения, мы планируем встретиться с первыми руководителями ЕSS. Права у простых работников есть, но давайте вначале услышим позицию руководства, - сказал позже корреспонденту «АЖ» Аубакиров. 

- Что ответили руководители?

- Это сложно. Сейчас обсуждаем, первого руководителя не можем найти, думаю, в течение двух дней мы доведем до него наши намерения. Мы хотим организовать встречу на уровне облакимата и официально услышать позицию компании: почему именно 6, не 3 или 18%? Кроме того, пригласим представителя ТШО.

- Работники ЕSS не раз упоминали забастовку как последнее средство.

- Да, мне они об этом тоже говорили. Процедуры забастовок регламентированы трудовым законодательством. Я им напомнил об этом.

- А ваша инспекция располагает информацией о размерах выплат, производимых ТШО компании ЕSS?   

- Мы пытались получить аналогичные сведения у ТШО о другой компании, но нам ответили, что это коммерческая тайна. Затребовать такие сведения могут только судьи или следователи.

Любопытно- затребует ли административный городской суд такие сведения в рамках иска, поданного группой водителей ЕSS из 80 человек к своему работодателю по дискриминации в заработной плате? Слушания по делу уже идут.


Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото и видео автора

25 мая 2018, 14:08

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.