«Художник должен расти в творческом плане, и я вижу прямую связь между этим и стоимостью его картин», - так достаточно жёстко считает известный атырауский художник Рафаэль СЛЕКЕНОВ. Его картины, кстати, оцениваются в диапазоне от 8 тысяч до 30 тысяч долларов. Раньше он называл свой стиль «джазовой живописью», теперь - «авангардной». Об этом и многом другом – беседа с корреспондентом «АЖ».
О СТИЛЕ
Свои картины он пишет под медитативную музыку японского мультиинструменталиста Китаро. И поделюсь своими ощущениями: в частной галерее «Tengri Art», где выставлены его картины, отдыхаешь от бытовой суеты, обретаешь мир и покой. Особенно когда играет эта волшебная музыка.
- Рафаэль, каков ваш стиль? Авангардизм, модернизм?..
- Да-а, про стиль у меня все спрашивают. Но откуда я это знаю? Я не хочу быть таким как вчера, хочу быть лучше, чем вчера, а эти «измы» - они загоняют в какие-то рамки, которые не приемлю.
- Вы прямо вскинулись при этих словах – что, так сильно раздражает?
- Да, это меня раздражает. Свободное творчество выше этих терминологических «загонов». Знаете, когда слышу подобные определения, почему-то всплывают словечки типа «фашизм», «коммунизм» и прочее. Раньше я называл свой стиль «джазовая живопись», теперь - «авангардная». И точка на этом.
- Чем сейчас занимаетесь?
- Пишу картины, готовлюсь к своей персональной выставке. Планирую её на этот год или на следующий. Вообще считаю, что художник должен проводить персональную выставку не реже раза в три года.
- Дать вам имя Рафаэль было инициативой отца. Довольно необычное имя для казахского мальчика из аула, не правда ли?
- Отец был интеллигентный человек, много читал, неплохо рисовал, как и мой старший брат Эдгар. Отец говорил, что имя Рафаэль дал мне потому, что оно тогда крутилось в голове. И я не думаю, что он не знал о великом итальянском художнике эпохи Возрождения Рафаэле Санти. Кстати, младший брат тоже хороший рисовальщик, преподает рисование в нашем родном посёлке Индерборский.
Справка «АЖ»: Рафаэль Слекенов родился в посёлке Индерборский Атырауской области, окончил факультет изобразительного искусства АГУ, с 2001 года - член Союза художников Казахстана, работал художником-постановщиком на съёмках кинофильма «Дом у соленого озера». Лауреат премии "Тарлан", стипендиат министерства культуры Польши, член-корреспондент Академии художеств Казахстана.
О КИНО И СТОЛИЦАХ
- В 2003 году вас пригласили в качестве художника-постановщика на фильм «Дом у соленого озера», который в нашем регионе снимала киностудия «Казахфильм». Как вам этот опыт?
- Да, мне предложил эту работу Игорь ВОВНЯНКО, который снимал фильм совместно с Асанали АШИМОВЫМ. До этого он побывал на моей выставке в Атырау, и ему понравились мои картины. Он сказал, что они хорошо передают детское восприятие мира, а в сценарии многие события как раз подавались глазами пятилетнего мальчика.
Это было ново для меня, поэтому и интересно, поработали плодотворно. После этого поступило приглашение от тогдашнего руководителя «Казахфильма» Сергея АЗИМОВА на съёмки ещё одного фильма, он даже предлагал переехать в Алматы, обещал квартиру. Но я отказался.
- Почему?
- Кино – процесс коллективный, а это не совсем по мне. И вовсе не жалею, что не уехал тогда в Алматы. Можно и Атырау превратить в культурный центр, если взяться за дело серьёзно (смеется). Я ведь провожу в своей частной галерее «Tengri Art» выставки и других художников, и вот, помню, в 2011 году организовал здесь показ картин одного известного мексиканского живописца. Так коллеги из Алматы и Астаны буквально взревновали: мол, как это заграничный мастер выставляется не в столицах! Ребята, а чем вам плох наш Атырау?!
- Много ли у вас частных заказов?
- Немного. Ну кто будет заказывать авангардную живопись художника-«маразматика»? (смеётся). Тем более в Атырау. Изредка поступают заказы от американцев или шотландцев. При этом мы с клиентом сразу обговариваем условия: я постараюсь учесть его пожелания, но буду писать так, как считаю нужным. Если он не согласен – что ж, есть здесь другие художники, пусть обращается к ним.
О ЕВРОПЕ
- Насколько я знаю, ваше творчество больше ценится за рубежом.
- К сожалению, это так. А очень хочется, чтобы меня поняли свои братья-казахи. Я же казах, люблю свою Родину. Когда в прошлом году провёл месяц в Лондоне с коллекцией своих картин на выставке «Степная романтика» - жутко хотелось домой, к семье. Даже по пыли нашей родной земли скучал.
- Как попали на лондонскую выставку? Вас специально пригласили?
- Я поддерживаю связь с зарубежными ценителями моего творчества, которые ранее покупали мои картины. В своё время много работ было выставлено в Шотландии, а галеристы общаются между собой, вот так и получился вариант с Лондоном. Надо сказать, зарубежная выставка это сложная вещь. Во-первых, непросто даётся транспортировка картин, во-вторых, очень желательно знание языков. Благо, знаю английский, и сам печатал описания картин для каталога. И ещё там были волонтёры, которые хорошо помогли.
- Какими языками вы владеете?
- Кроме своего родного и русского - английский, польский и немного итальянский. Я же в 2007-м полгода жил в Варшаве. Выиграл тогда конкурс на шестимесячный курс в рамках стипендиальной программы польского министерства культуры «Gaude Polonia». Это бесплатное обучение и проживание. Нас было 40 стипендиатов из разных стран Европы, жили в престижном отеле, плюс нам платили стипендию и 500 долларов на покупку материалов для картин. Это было насыщенное время, были созданы все условия, и мы занимались только своим творчеством и учебой. Там и научился говорить по-польски.
О СВОЁМ ПУТИ
- Глядя на ваши картины, я просто отдыхаю, словно возвращаясь в детство. А как вы думаете, в чём миссия художника? В том, чтобы зритель отдыхал душой от его творчества или же ломал голову над тем, что же хотел сказать автор?
- Хороший вопрос. Для меня ответ однозначен: зритель должен отдыхать душой, я бы даже употребил слово «кайфовать». Кстати, то же самое касается и самого автора. Я, например, пишу только то, что мне самому доставляет этот самый «кайф». И только тогда получается это созвучие между творцом и его зрителем. И ещё один момент: считаю, художник должен работать над собой, не очень оглядываясь на посторонние мнения. Сам ещё с молодости был такой. А то ведь мнения бывают разные - сегодня камнями закидают, завтра возвеличат, потом опять раскритикуют... Надо идти по своему пути.
- В 2014 году вы попали в железнодорожную катастрофу, когда сошёл с рельсов пассажирский поезд Алматы-Атырау, и получили травму...
- Там были люди, которые пострадали гораздо серьёзнее. Но после этого случая я, наверное, полгода не подходил к холсту, а просто тупо ходил, бродил, смотрел на небо, на людей, на утреннюю зарю, читал книги... А потом пришел в себя и снова начал рисовать.
О КРИТЕРИЯХ
- Поговорим о коллекционерах.
- Как правило это люди, которые покупают картины, а затем перепродают, делая на этом неплохие деньги. Например, коллекционер из Шотландии купил у меня для своей галереи три картины, а потом, как я слышал, перепродал их в 2-3 раза дороже. А коллекционер из Канады перепродал картину «Today» в 8 раз дороже, чем купил у меня. Но это меня не задевает – это их дело, как дальше поступить с моими работами. Отмечу только к слову, что мои картины выставлялись в нескольких странах Европы, в Китае, Индии, Японии, Таиланде, США, Канаде.
- Так каковы же критерии оценки картины?
- У искусствоведов, конечно, своё мнение, это их профессия. Сам же считаю, что есть вполне чёткая связь между художественными достоинствами картины и той суммой, которую за неё готовы заплатить. Например, если пять лет назад твои картины продавались за 1000 долларов, и столько же стоят сейчас – значит, ты не продвинулся вперёд как творец. Вот такое мое мнение.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ