Почему в школах не уделяется должного внимания предмету «рисование»? Почему невелика посещаемость нашего театра? Каково оно, сценическое закулисье? На эти и другие вопросы отвечает Темирбек МУХТАРОВ - главный художник Атырауского областного казахского академического театра имени Махамбета Отемисулы.
ИЗ АКАДЕМИИ - В ТЕАТР
- Недавно прошел ваш творческий бенефис, на котором были представлены ваши картины, а также декорации и сценический реквизит. И там было сказано, что вы с детства мечтали стать актёром. Когда произошла профессиональная «переориентация»?
- Насчёт моей якобы мечты об актёрстве – это была озорная выдумка режиссера и актеров для моего творческого вечера (смеётся). На самом деле я с детства мечтал стать художником. Училсяэтому в пединституте, работал учителем рисования в сельской школе, затем преподавал живопись в Малой академии искусств имени Тлендиева, совмещая педагогику с собственным творчеством. Однажды провел инсталляционную выставку своих работ в честь 10-летия работы в академии, на ней побывал тогдашний главный режиссер театра имени Махамбета Тлеген АХМЕТОВ и пригласил к себе в качестве художника-постановщика. Согласился я не сразу. Во-первых, был увлечён профессией педагога. Во-вторых, моя зарплата в академии была заметно выше той, что обещали в театре. Уступив просьбе, взялся всё же сделать декорации для одного спектакля, это была музыкальная драма Исраила Сапарбая «Цыганская серенада». Потом ещё одна постановка, и.. увлёкся. Так я распрощался с педагогикой.
Справка «АЖ»:
Темирбек Мухтаров родился в 1968 году в селе Есбол Индерского района Атырауской области. В 1993 году окончил художественно-графический факультет Уральского пединститута им. Пушкина и стал учителем изобразительного искусства и черчения в родном селе. Спустя три года начал преподавать в Малой академии искусств им. Тлендиева. С 2005 года работает главным художником в областном драматическом театре.
- Многим интересно: а что там, за сценой, в закулисье? Сколько людей работают в вашем подчинении и что они делают?
- У меня отдел художественной постановки. Здесь хранятся декорации, бутафория, реквизит, сценические костюмы, в нашем распоряжении также швейных цех и цеха по звуку и свету.
- Какова зарплата технических работников театра?
- Актёры получают от 80 до 120 тысяч в зависимости от занятости в спектаклях, технические работники намного меньше – 30-60 тысяч. У меня как главного художника – 110-120 тысяч. Недавно театр получил статус академического - надеемся, что и зарплату поднимут.
ЧУВСТВО ПРЕКРАСНОГО
- На постановку спектаклей выделяются средства из местного бюджета. Как составляется смета?
- Смета составляется раз в год, и она разная. Например, мы запланировали на год 5 постановок, примерная стоимость каждой утверждается на худсовете исходя из тематики. Смету защищает директор театра. Если её утвердят, деньги поступают на банковский счет театра. После этого я как главный художник снова обсуждаю постановочные моменты при участии всех театральных цехов. Советуемся с нашим бухгалтером, необходимое покупаем через веб-портал государственных закупок, а некоторые вещи - по договору.
- Спектакли какого жанра самые дорогие?
- Это в первую очередь классика, там ведь сложные костюмы, декорации и так далее. Например, спектакли «Карагоз», «Нұр жауған ғұмыр», недавно включенный в репертуар «Суюнбай» - они обходятся примерно в 6 миллионов тенге каждый. По понятным причинамнамного дешевле постановки на современные темы, они обходятся в полмиллиона-миллион, но таких у нас очень мало.
- А вы уйдете из театра, если предложат работу с более высокой зарплатой?
- Тяжело покинуть место, к которому уже привык. Я ведь и из Малой академии ушёл с трудом, там меня ценили, и мне самому нравилось обучать детей изобразительному искусству. Тут, кстати, возникает вот какая тема: во многих школах, особенно в казахских классах, к предмету «изобразительное искусство» относятся легкомысленно, учителей рисования не воспринимают всерьёз. А ведь этот предмет, по моему мнению, не менее важен, чем математика или языки. У ребенка развивается внутренний мир, формируется культура. В Атырау изобразительное искусство на хорошем уровне должно преподаваться не только в Малой академии, но и во всех школах. Пусть ученик потом станет экономистом или ещё кем-нибудь, но чувство прекрасного навсегда останется с ним.
О ПСИХОЛОГИИ ЗРИТЕЛЯ
- Что вас беспокоит в современной ситуации с театром?
- То, что у людей нет театральной культуры. К нам на спектакли иногда привозят учащихся школ и колледжей, которые и в зале не могут оторваться от всяких гаджетов. А хочется, чтобы в театр чаще приходили взрослые люди, с семьями, причем добровольно, в отличие от школьников и студентов. И ещё один момент: зрители нынче привыкли к внешним эффектам, им нужен на сцене грохот, шум-гам, иначе уходят или засыпают. А я считаю, что, например, минималистская психологическая постановка о семейной жизни может дать зрителю гораздо больше, помочь найти ответы на волнующие его вопросы. Вот почему сегодня так много разводов?
Значит, с самого начала у молодых людей были разные взгляды и интересы. Таких несчастливых пар очень много. Женятся, чтобы создать семью, родить детей, потому что стыдно перед родителями и возраст уже подходит... А потом всё это идёт прахом, и главное - страдают дети.
- Театр скоро закроется на ремонт. Получается, у вас будут длительные «каникулы»?
- Нет, мы не остановим работу. 17-21 апреля будем на гастролях в Алматы, выступим на сцене Казахского академического театра имени Ауэзова. В Атырау большой зал закроют на ремонт, но в малом зале будем ставить экспериментальные спектакли с режиссерами Мукангали Томановым и Жанатом Телтаевым.
- Ваш отец был известным акыном-айтыскером. Вы тоже пишете стихи...
- Да, и на упомянутом вами бенефисе актеры их читали. В молодости я был фанатом Виктора Цоя и мне кажется, что какие-то мотивы в моих стихотворениях перекликаются с его творчеством. Впрочем, сейчас почти не пишу, потому что много времени забирает работа в театре.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ, Гани САГЫНДЫКОВ