Ещё в детстве он любил, устроившись где-нибудь в уголке двора, мастерить из дерева какие-то полезные для дома вещи или разные фигурки. Способности к работе с древесиной передались Нурсултану от отца - мастера прикладного искусства.
МЕЧТА МАСТЕРОВ
- Я тогда учился в седьмом классе. Колол дрова для печи и мысленно рисовал из обрубков разные фигуры. Однажды ножом выстругал орла, моё «произведение» высоко оценили на уроке труда. Вот так и началось, - вспоминает ремесленник и художник Нурсултан Калиев.
Сегодня он – известный в нашем регионе мастер прикладного искусства, создающий композиционные, с национальным колоритом сувениры. А в последнее время делает и национальные музыкальные инструменты – кобыз, домбру. Несколько инструментов хранятся в областном историко-краеведческом музее - музей сделал спецзаказ и выкупил всю его коллекцию. Работы Калиева выставлены также в местном музее искусств имени Ш. Сариева.
Справка «АЖ»:
Нурсултан Калиев родился 20 февраля 1978 года в поселке Балыкши. В 1993 году окончил среднюю школу, в 1995-м – училище по специальности «электрик». В том же году поступил в Атырауский агротехнический колледж и освоил специальность техника-механика. После службы в армии в 2001 году поступил в Атырауский государственный университет и получил долгожданную специальность художника-оформителя. С той поры работает в центральной городской библиотеке и занимается своим творчеством. Особенно запоминается произведение из дерева под названием «Шебер қолдар» («Руки мастера»).
- Это сделано из ствола дерева. Я увидел его во дворе дома у родителей моей супруги в Индерском районе. Долго на него смотрел и словно увидел уже готовую композицию. Ветки с двух сторон ствола позже превратились в руки мастера. Я постарался, чтобы всё было идеально, - говорит Калиев.
Его мастерская находится в пристройке к жилому дому в пригородном селе Таскала. Мастер сожалеет, что места для хранения его работ не хватает. Мечтает о персональной галерее в черте города:
- Атырау – город небольшой, но многие не знают о нас, ремесленниках, не знают, чем мы занимаемся, что создаем. Я понимаю, что нереально открыть для каждого мастерскую или галерею, но можно организовать хотя бы одну на всех?
- Вы были в числе творцов, продвигавших идею создания Дома мастеров, как в некоторых других регионах. Каков результат?
- Мы просили помещение, в котором могли бы работать, обмениваться опытом, показывать свои произведения посетителям. Место нашли, но произошла смена акима, и вопрос остается открытым.
КОСТЬ В АЙРАНЕ
- Поговорим об изготовлении сувениров в национальном духе. В скором будущем расширят музейный комплекс «Сарайшык» в Махамбетском районе, там планируется строительство этноаула для туристов. Нет опасений, что вместо изделий местных мастеров там будут продаваться безделушки непонятно откуда?
- Конечно, не хотелось бы, чтобы было так. Туристы имеют право на натуральный ремесленный продукт. Если бы там стояли работы наших местных мастеров, это было бы хорошо.
- И если бы цены были невысокие...
- Да, конечно же, ты будешь сам себя контролировать, чтобы вещи были качественные и недорогие. На собрании с участием акима области, где обсуждались вопросы туризма, один мастер спросил, будет ли в Сарайшыке мастерская для ремесленников. Аким тогда ответил, что проект пока разрабатывается.
- Сейчас многие ремесленники пытаются превратить своё занятие в способ зарабатывать более-менее приличные деньги. Вы тоже однажды сказали, что хотели бы создавать небольшие сувениры и продавать их по доступной цене. Получается?
- У меня была идея открыть бутик, но стоимость аренды в крупных торговых центрах Атырау достигает 1 миллиона тенге в месяц. Хорошо, если продажи идут, но так бывает не всегда, такие работы продаются не каждую неделю, а то и не каждый месяц.Поэтому я говорю, что нужны залы-галереи для показа наших работ людям.
- А на какие изделия больше спрос?
- На шкатулки, картины и двойные кольца (қосжүзік). Вообще у меня чаще покупают вещи, сделанные по моей идее, нежели чем по по заказу.
- У вас во дворе лежит толстое бревно. Откуда оно? Где обычно берете материалы?
- Это бесхозное бревно я увидел в одном месте и принес домой. А вообще, если увижу хорошую древесину, могу и купить. Дерево обиваю костью, кожей, украшаю металлом. Кости и кожу в основном собираю в ауле. Мы же казахи, не можем без мяса, ну а отходы, видите, тоже идут в дело.
- А металлы?
- В Алматы покупаю серебро, мельхиор. Мельхиор - дорогой сплав, его нелегко найти, он не ржавеет.
- Вы сказали, что обиваете дерево костью...
- Да, это старинная техника, доставшаяся нам от предков. Чтобы придать кости нужную форму, ее надо размягчить. Для этого я на долгое время оставляю её в айране.
ПОДАРОК СЕБЕ
- Вы с детства работали с древесиной, а сейчас ещё и рисуете маслом.
- Да, заинтересовался. Вместе с другими художниками выходим на пленэр, мне нравится рисовать пейзажи, виды казахского аула. Люди просят нарисовать виды Атырау, центрального моста, набережной Урала. Интересно работать с масляной краской - с каждым движением кисточки тебе словно даётся подсказка для следующего мазка.
- Ваш отец мастер по дереву, вы тоже, а ваши дети интересуются этим видом прикладного искусства?
- У меня двое сыновей и дочка. Старший сын сейчас учится в Малой академии искусств имени Тлендиева, в классе поэтического искусства. Он ближе к айтысу, пишет стихи. А вот у младшего есть способности к работе с деревом. Если дашь задание - он сделает, и неплохо. Но пока не сильно заинтересован.
- Вы также делаете национальные музыкальные инструменты – кобыз, домбру, различные ударные. Как это начиналось?
- Ко мне с просьбой поменять струны кобыза приходили девушки-кобызистки народного инструментального оркестра имени Дины Нурпеисовой из областной филармонии. А потом они попросили: «Может, вы сделаете кобыз?». Я узнал от них всю информацию о кобызе, собрал необходимые материалы и приступил к работе. Вы же знаете, что струны кобыза делают из конского волоса. В одной струне должно быть 60, во второй 70 волосков, и они не должны путаться, каждый волос нужно натягивать отдельно. Иначе звук будет неправильным. Ну вот, первый кобыз получился на славу. А где кобыз, там и домбра. Недавно закончил делать домбру из цельного дерева.
Наш последний вопрос заставил Нурсултана задуматься:
- Какое свое произведение вы отказались бы продавать даже за немалые деньги, скажем, за миллион тенге?
- «Руки мастера». Другие вещи продал бы без раздумья, но эти руки не смогу.
Признаться, мы тоже так подумали, ведь это подарок мастера самому себе. Неповторимое произведение, которое родилось из любви к своему искусству.
Айнур САПАРОВА
Фото: Гани САГЫНДЫКОВ