«Я уже много лет пишу картины. Но смог ли стать настоящим живописцем?» Известный атырауский художник Адилькайыр ЖАНТАСОВ часто задает себе этот вопрос. Мятущаяся душа так или иначе находит отражение в его полотнах.
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ВЗГЛЯДЫ
Искусствоведы затрудняются давать жанровые определения его работам – настолько они «выламываются» из канонов, настолько фантазийны. В 2015 году на региональном конкурсе художников Жантасов выиграл номинацию «Үздік жаңалық», представив несколько картин, в которых визуально воплотил несколько известных казахских кюев: «Адай», «Сарыарқа», «Ақсақ киік» Курмангазы, «Махамбет» Нургисы Тлендиева, «Көңіл толқыны» Секена Турысбекова. Претворить кюй на холсте – такого в Казахстане ещё никто не делал.
- Адилькайыр ага, вы уже состоявшийся художник. Откуда это самокопание, неудовлетворённость своим творчеством?
- А как иначе? Для человека искусства успокоение, довольство своим творчеством, увлечение внешней жизненной мишурой – губительны. Я, например, двадцать лет назад принял решение не проводить свои персональные выставки. На это повлияла первая поездка за рубеж. Когда разговаривал там с коллегами, то перечислил несколько своих работ, которые получили какие-то призы на конкурсах. Мне сказали: «Нас не интересуют ваши призы и звания, вы покажите свои картины - по ним узнаем, какой вы художник». Вот с тех пор мои взгляды изменились, перестал проводить выставки, не гонюсь за славой. Сейчас занимаюсь только творчеством и учу детей рисовать.
В последние годы наш собеседник, оказывается, занимается ещё и прикладным искусством. Недавно сделал домбру из цельной джиды.
– Как вы пришли к прикладному искусству?
- Мой отец был мастером по дереву. Видимо, что-то передалось по этой части... Особенность моей домбры в том, что она сделана из цельного дерева. Сейчас делаю седло и камчу.
- А сами играете на домбре?
- Нет (смеется). Немного.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
- На вашей визитной карточке написано «Өнерде әділ, өмірде қайыр». Перебросим от этого мостик к вашему участию в жюри различных конкурсов. В свое время вы руководили областным филиалом Союза художников Казахстана, и вас часто приглашали судить произведения других авторов. В такие моменты вам не поступали от участников предложения, просьбы «помочь»?
- В 1998 году я проводил выставку в своем ауле, и тогда бард, мой земляк Табыл Досымов в стихотворении, посвященном мне, написал «Өнерде - әділ, өмірде – қайыр». Да, это моё кредо. Мне не стыдно смотреть людям в глаза, потому что всегда старался быть принципиальным и справедливым. Когда ты в жюри, такие просьбы бывают. Причём раньше были просто просьбы, а сейчас уже нечто более «весомое».
- Прямо спрошу: вам предлагали взятки?
- Такое случается везде. Последние годы я стараюсь не выступать в роли судьи на конкурсах.
- Ваша последняя по времени картина вызвала в социальных сетях неоднозначную реакцию...
- А это и хорошо, искусство должно вызывать споры. Многие поддержали мою картину, называя её особенной, другие стыдили, мол, как можно такое изображать. В картину, которую пока называю «Четыре сезона», я попытался вложить много смыслов, использовав мотивы знаменитых творений Пабло Пикассо «Герника» и Карла Брюллова «Последний день Помпеи». И глаз Сальвадора Дали, который за всем этим следит... Понимаете, не всегда произведение искусства может быть разложено по полочкам – вот этим автор хотел сказать вот это, а вот тем – вон то. Каждый зритель видит произведение по-своему и выносит свою оценку.
- Вы часто приводите в пример Сальвадора Дали, и даже в вашем внешнем облике есть что-то похожее.
- Для меня это великий творец, создавший множество истинных шедевров.
- Как вы оцениваете свои работы в финансовом плане?
- Уже 20 лет я их не продаю, собираю у себя. Продаю только заказные картины. Сейчас у меня более 100 «авторских» картин, и хотелось бы, чтобы они хранились все вместе, неважно - в музее или у коллекционера, главное - в одном месте.
- Вы как-то сказали, что вас не устраивает работа областного музея искусств имени Шаймардана Сариева.
- Собственно, это проблемы любого казахстанского художественного музея. Нет стратегии развития, мало посетителей. Нужно продуманное финансирование со стороны государства, чтобы музей имел возможность покупать у художников картины – но только после основательной экспертной, искусствоведческой оценки. У нас же вместо этой кропотливой работы слишком много пиара, каких-то бесконечных мероприятий, творческих вечеров с участием акима области. Сколько денег на это уходит, а какая польза от этого обществу?
...При прощании Жантасов сказал: «Искусство не утомляет, утомляет каждодневная суета». И правда же.
Справка «АЖ»:
Адилькайыр Жантасов родился в 1958 году в поселке Индерборский Атырауской области. С отличием окончил Алматинское художественное училище им. Гоголя, через несколько лет - Казахскую национальную академию искусств. Член Союза художников и Союза дизайнеров Казахстана. Автор герба Атырау (конкурс 1993 г.). Последние 20 лет преподает живопись в Малой академии искусств имени Нургисы Тлендиева.
Айнур САПАРОВА
Фото и видео: Нурбейбит НУГМАНОВ