Атырау, 9 декабря 06:25
 ясноВ Атырау -1
$ 508.30
€ 592.17
₽ 6.63

«Доверьте автовокзал - и билеты подешевеют!»

PR Фото
25 808 просмотров


Читатели «АЖ» интересуются, из чего складывается стоимость междугородних пассажирских перевозок. Наш собеседник - директор ТОО «ЛаВаТранс» Вадим СИНКЕВИЧ. Его предприятие обслуживает маршруты №129 «Атырау - Кульсары» и №131 «Атырау–Уральск».

- ТОО «ЛаВаТранс» занимается междугородними пассажирскими перевозками уже 10 лет, в последние годы мы работаем по контрактам с управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог Атырауской области. Ежедневно обслуживаем 12 рейсов Атырау-Кульсары и 4 рейса Атырау-Уральск. В среднем 5 тысяч километров в день, более 200 тысяч пассажиров в год.

- Сколько стоит билет?

- Стоимость основного билета на автобус «Атырау – Уральск» 4000 тенге. До промежуточных точек, к примеру, до Индера, Тайпака, Чапаево - дешевле, в зависимости от километража по тарифной сетке. Билет на автобус «Атырау – Кульсары» стоит 2000, до Доссора - 1000.

- Читатели пишут, что стоимость проезда периодически повышается. Почему это происходит? И давайте вспомним, к примеру, сколько стоил проезд два года назад.

- Два года назад «Атырау – Уральск» стоил 3700 тенге, «Атырау – Кульсары» - 1300. Что касается внутриобластного направления «Атырау – Кульсары», то здесь тариф рассчитывается по специальной методике, утвержденной правительством, и проверяется уполномоченными госорганами.

Может сложиться мнение, что перевозчик тратится в основном на ГСМ, запчасти и так далее, но есть и другие факторы. Например, на днях мы получили от компании, управляющей Атырауским автовокзалом (который рядом с ж/д вокзалом), уведомление, что с 1 марта они в 3 раза увеличивают комиссионный сбор с каждого проданного нами онлайн-билета. И это при том, что к онлайн-продажам билетов автовокзал не имеет никакого отношения – мы продаём их самостоятельно на своём сайте, поэтому они дешевле, чем в кассе автовокзала. Но посадка пассажиров производится на автовокзале, и в данном случае мы оказываемся перед выбором: либо соглашаемся на их условия, либо с нами прекратят договор и закроют въезд на автовокзал. И что нам делать в такой ситуации?

Директор ТОО «ЛаВаТранс» Вадим СИНКЕВИЧ


- Несколько лет назад в СМИ сообщалось, что здание  автовокзала передано в доверительное управление ТОО «ЛаВаТранс». Как получилось, что там сейчас другая компания?

- Нужно понимать, что здание автовокзала принадлежит компании NCOC. Автовокзал когда-то был построен ими для своих работников, но потом, видимо, планы поменялись, и здание было передано в доверительное управление для нужд областного центра. Одно из требований владельца (на тот момент это компания Аджип) было то, чтобы третьей стороной при подписании договора о доверительном управлении выступал акимат Атырау. В июне 2014 года компания Аджип подписала договор о передаче здания в доверительное управление ТОО «ЛаВаТранс» как основному перевозчику в регионе. Но, видимо, у акимата были свои планы, процедура подписания с их стороны затянулась, а потом мы узнали, что этот договор был подписан с неким индивидуальным предпринимателем, вообще не имеющим отношения к пассажирским перевозкам. В итоге страдают пассажиры в первую очередь.

- Почему?

- В процессе покупки билета между пассажиром и перевозчиком возникла «прокладка», третья сторона в лице предпринимателя, управляющего автовокзалом и заинтересованного иметь доход в виде процентов с каждого проданного билета. Эта третья сторона сразу попыталась поднять для нас стоимость обслуживания на автовокзале в два раза, в итоге подняли в полтора. Кроме того, руководство Атырауского автовокзала в начале своей работы в два раза повысило тариф для уральского перевозчика, который является паритетной стороной и нашим партнером на маршруте «Атырау – Уральск». И это уже как снежный ком: в ответ наш партнёр повысил для нас тариф на обслуживание на автовокзале в Уральске. В итоге, чтобы не работать себе в убыток, мы вынуждены были повысить стоимость билетов.

И это далеко не всё, с чем нам приходится сталкиваться. К примеру, автовокзал выставил нам требование ограничить количество онлайн-билетов - не более 10 на каждый рейс. И это при вместимости автобуса в 50 пассажиров. Весьма странное требование, идущее вразрез с интересами населения и законодательством, которое как раз требует от перевозчиков электронной продажи билетов. Согласитесь, для пассажиров это очень удобно, когда не нужно ехать на автовокзал, а можно купить билет, сидя дома или на работе, да еще и дешевле, чем в кассе. Но людей лишают этой возможности.

- Только в этом загвоздка?

- Не только. У нас много нареканий и к самой работе автовокзала. В частности, провален асфальт на посадочных площадках, и автобусы не могут на них заехать. Не работает громкоговоритель для информирования пассажиров. Отсутствует информационное табло с расписанием рейсов. Единственная касса закрывается на обед, и люди вынуждены ждать, хотя должны быть сменные кассиры. Я уже молчу про автоматизацию. Мы неоднократно просили администрацию автовокзала приобрести хотя бы один компьютер, чтобы связать онлайн-продажу билетов с кассой. Это нужно, чтобы кассир не продал билет на место, которое уже выкуплено через Интернет. Всё безрезультатно. Стыдно говорить, но Атырау это, по-моему, единственный областной центр в Казахстане, на автовокзале которого билеты и посадочные ведомости кассир заполняет авторучкой. Даже в городе Кульсары билет печатается с компьютера. А дело просто в том, что тамошний автовокзал находится в нашем управлении. И онлайн-билет в направлении «Кульсары – Атырау» стоит дешевле, чем в кассе, потому что в процессе продажи нет никаких третьих сторон.

Именно из-за отсутствия автоматизации на атырауском автовокзале мы не можем открыть онлайн-продажу билетов на маршрут «Атырау - Кульсары», выставлять на продажу полноценное количество мест в Уральск, начать продажу билетов наших уральских партнеров, продавать билеты в оба конца.   

Вы не задумывались, почему никто не хочет легально обслуживать районные маршруты в направлении Аккистау, Махамбета, Индера? Ведь это должно быть выгодно, судя по количеству частных микроавтобусов и автобусов, собирающих пассажиров на рынке «Дина». Почему они не хотят легализоваться и идти на автовокзал? Всё по той же причине - появится третья сторона, они будут обложены процентами, будут вынуждены поднять тариф, и проиграют в конкуренции таксистам.

Понимаете, нормальной является ситуация, когда автовокзалом управляет сам перевозчик, поскольку он проценты за продажу собственных билетов накручивать не будет. И сам же перевозчик заинтересован в снижении тарифов для привлечения большего количества пассажиров. Так, к примеру, обстоят дела в соседних Уральской, Мангистауской, Астраханской областях, в Кульсары. И только в Атырау такая странная ситуация. Представьте, что на городских маршрутах между перевозчиком и пассажиром появится третья сторона, которая будет требовать себе по 15-20% с каждого проданного билета. Проезд неизбежно подорожает. Вот и ответ, почему растут тарифы на междугородние пассажирские перевозки.


- И каким вы видите выход из ситуации?

- Летом этого года у предпринимателя, управляющего автовокзалом, заканчивается срок действия договора, и уже сейчас владелец здания совместно с городским акиматом должны решить -  либо продлевать договор, либо передать здание в доверительное управление другому лицу.

Мы обратились к акиму Атырауской области Нурлану НОГАЕВУ с просьбой решить вопрос о передаче здания автовокзала в доверительное управление ТОО «ЛаВаТранс» как основному перевозчику на междугородних маршрутах. Положительное решение позволило бы снизить стоимость проезда на наших маршрутах на 15-25%. Со своей стороны мы готовы перечислять не менее 50% прибыли от работы автовокзала в бюджет города. Кроме того, мы могли бы собственными силами уже до конца этого года открыть и развивать сеть районных маршрутов - в Аккистау, Махамбет, Индер. А в следующем году обеспечить эти маршруты новыми комфортабельными автобусами. И мы могли бы за счёт собственных средств привести в порядок автовокзал, отремонтировать асфальтовое покрытие посадочных площадок.

Хотелось бы отметить, что наша компания всегда выполняет взятые на себя обязательства. Так, выиграв первый конкурс на обслуживание междугородних маршрутов в 2013 году, мы взяли на себя обязательство направить туда новые автобусы. И выполнили обещание в полном объеме. На всех наших маршрутах работают только автобусы 2015-2017 годов выпуска, чего нет практически ни в одной другой области Казахстана. В этом году мы закупили еще один новый автобус, в котором, кроме ставших уже привычными для наших пассажиров санузла, кондиционера и телевизоров, есть холодильник и гнезда зарядки мобильных устройств у каждого сидения. То есть, оказывая свои услуги, мы стараемся делать это качественно, с максимальным комфортом для населения.

- Каковы шансы на то, что вопрос передачи автовокзала в доверительное управление ТОО «ЛаВаТранс» решится положительно?

- В последние годы команда управленцев города и области полностью сменилась. И как мы видим, новое руководство старается добиться максимальной эффективности в решении проблемных вопросов. Будем надеяться.

Луиза ИБРАГИМОВА

27 февраля 2018, 09:53

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.