Атырау, 25 апреля 03:29
 ясноВ Атырау +20
$ 443.85
€ 474.30
₽ 4.80

В очереди за икрой

Фото
13 355 просмотров


Как сообщалось, недавно в Атырау задержали браконьерскую байду с тонной осетровых. Корреспондент «Ак Жайыка» выясняла, что будет с ценным конфискатом.

- В тот же день вся эта рыба поступила к нам, мы ее взвесили - 1089 килограмм - и заморозили, сейчас она в промышленных холодильниках ПК «Амангельды», которые мы арендуем, - говорит директор РГКП «Урало-Атырауский осетровый завод» Гильман САРСЕМАЛИЕВ. Именно этот рыбзавод назначен Комитетом лесного хозяйства и животного мира государственным монополистом по изъятию осетровых из естественной среды обитания, их закупу, переработке, экспорту их икры и других видов продукции.

По действующим нормам жизнеспособные особи подлежат выпуску в естественную среду обитания, нежизнеспособные или, как говорят технологи, снулые - сдаче на завод на время следствия. Нелегальная продукция после суда обращается в доход государства.




Сроки хранения рыбной продукции и икры: мороженая рыба не более 7 месяцев, рыба холодного копчения – не более 1,5 месяца, икра без консервантов (сырец) – не более 2,5 месяца.

- Как вам качество недавнего улова?

- Хорошее. Вся рыба свежая, успели вовремя, - говорит Сарсемалиев.

- На видео и фото с рейда видно, что рыба вся мелкая. Какой возраст в среднем?

- Это ужас. Я специально поехал посмотреть, рассчитывал на взрослых особей. Пару самок видел, но там икры быть не могло по определению. Белужатам максимум 2 года, то есть прошлогодние мальки. Севрюжкам 3-4 года, до половозрелости им еще столько же надо было поплавать. Осетры должны достигнуть 12 лет, а этим 3-4 года максимум.

- Белуга по природе долгожитель, во сколько самка способна начать метать икру?

- Ей надо до 16 лет дожить. Говорю же – дети просто, мальки.

- Каково соотношение видов осетровых на примере этого улова?

- Процентов 60-70 – осетры, 20-25 – севрюга и 5-6 белужат.

- Значит сегодня в Каспии преобладает осетр, а популяция белуги так сильно снизилась?

- Так получается, хотя ее всегда было меньше в сравнении. Но странно, что раньше всегда было больше севрюги – 70-80 % приходилось на нее, а осетра было больше по Волге. Теперь у нас баланс изменился. 

- Приблизительная рыночная цена улова, дойди он до черного рынка, составила бы 2-2,5 млн тенге. Время от времени мы видим сообщения о том, что вы утилизируете ценную продукцию. Неужели и эту партию дефицитного продукта ожидает такая участь? Почему я, например, не могу выкупить часть конфиската?




В разговор вступает юрисконсульт завода Талап ЖАРЫЛГАСИНОВ:

- Для этого органы, ведущие расследование, должны обратиться в прокуратуру с ходатайством о разрешении реализовать вещественные доказательства, являющиеся скоропортящимся продуктом, а прокуратура выходит на суд. Если суд такое постановление выносит - товар продается, деньги кладутся на депозит. При вступлении приговора в силу из суда нам поступает исполнительный лист. После ряда формальностей орган, проводивший расследование, переводит сумму реализации со своего депозита в доход государства. Так должно быть.

 - А почему так не происходит и вы всё-таки утилизируете рыбу и икру?

- В предыдущие годы, действительно, это происходило часто. Во-первых, долго не было цены – мы получили статус госмонополии в 2014 году, но реализацию начали только с декабря 2015 года. Очень долго согласовывалась цена. Мы подготовили обоснование, его утверждали министерство сельского хозяйства и антимонопольный орган. Потом столкнулись с тем, что органы, ведущие следствие, не выполняли своих функций. По факту это не наша прерогатива - наше дело принять вещдоки по инструкции и обеспечить их хранение в целости и сохранности, а когда истек срок годности - уничтожить. Или вернуть – бывает же, что человек приобрел законно, но забыл взять с собой документы о приобретении и при пересечении границы, например, был задержан. Львиная доля таких случаев происходит в аэропортах и на вокзалах. В ином случае, если ходатайства о реализации к прокуратуре на этапе следствия не было (а оно может длиться годами), то к его концу вещдоки превращаются в просроченный продукт и, разумеется, подлежат уничтожению. Естественно, это неправильно. Поэтому мы два года вели постоянную переписку со всеми причастными к вопросу органами, теребили всех. У меня кипа таких обращений. С этого года ситуация нормализовалась и объем реализации значительно вырос, - говорит юрисконсульт.

- Сколько в среднем в год к вам поступает конфиската и в каком соотношении он уничтожается/реализуется?

- Сейчас мы можем показать только данные за 2016 год, за текущий еще итогов нет. Икры в прошлом году было принято 29 килограммов, остаток 21,8 – это уже не годная к применению, просто вещественное доказательство и дожидается окончания дел, чтобы быть уничтоженной, - поясняет Сарсемалиев. - 1425 килограммов поступило мяса рыбы – остаток 494 кг, то есть реализован 931 кг. Рыбы холодного копчения (балык) – 24 кг, остаток – 4 кг. За текущий год показатели реализации должны быть выше. Но у нас на хранении 1,5 тонны рыбы за предыдущие годы – по нескольким делам, по которым все еще нет решения.

- Хорошо, ситуация улучшилась и больше рыбы поступает в легальную продажу, вы сотрудничаете с производственными рыбацкими кооперативами, в частности, насколько мне известно, только с «Амангельды».

- Почему? Любое лицо может купить. Приходят сюда, пишут заявление, прилагают копию удостоверения личности. Если в наличии есть – продаем, если нет - сообщаем им по телефону, когда появляется. Люди знают, сами приходят.

- Это, похоже, какой-то узкий круг посвященных. Как они узнали? Я вот не знаю, наверное, не только я.

- В предыдущие годы мы давали объявления, и в вашу газету тоже. Сейчас необходимости нет, а если нет необходимости, зачем тратить деньги? Объемы небольшие, и тех, кто стоит в очереди, достаточно. Большая часть рыбы, действительно, идет в ПК «Амангельды». Икру они не берут, потому что как специалисты понимают – кустарная икра не может быть кондиционного качества.

- Неспециалистов это, похоже, не останавливает? Никто не приносил обратно со словами «какая гадость, эта ваша черная икра»?

- Нет пока, слава богу, - стучит по столу, «сплюнув» через плечо Сарсемалиев. - После получения исполнительного листа из суда мы образцы вещдоков (если срок хранения позволяет) направляем за свой счет в лабораторию на анализ и выставляем на реализацию только по ее результатам. Если выяснится, что уже не годная к употреблению - утилизируется. 

По словам юрисконсульта рыбзавода, директор Сарсемалиев немало сделал для того, чтобы снизить объемы утилизации добытого браконьерским путем. Между тем сам Сарсемалиев как ихтиолог и технолог рыбных продуктов - противник этой системы.

- Почему я против продажи кустарной икры? Если разобраться, в ней уже столько микробов. Все-таки не заводская, а мы ее продаем.


Конфискованная черная икра



- А если сырец?

- Сырец теряет качество еще быстрее. Понимаете, в идеале для этого нужна лаборатория, которая микробиологию делает. Цех, соответствующий всем стандартам. Важно и то, что по технологии икра добывается только от живой рыбы - соблюдается ли это требование «в поле», кто знает. С мясом рыбы проще, но при нарушении требований по срокам и транспортировке тоже уже не обрабатывается. Или же всё должно быть во льду. Какой лед и технологии у браконьеров? Да они, не будь у них чистой воды под рукой, могут промыть икру хоть в речной. Или нам привозят уже замороженную рыбу. Мы же не знаем, когда ее поймали, в каких условиях заморозили…

По словам Сарсемалиева, в России, к примеру, реализация конфиската запрещена.

- Лазейка же самая настоящая. Если каждый, в том числе и браконьер, купит у нас объем и с этими документами перевезет затем хоть тонну нелегальной продукции - никто ничего не докажет. В России браконьерскую рыбу и икру сразу уничтожают - именно из этих соображений.

- Риск повторного использования документов хотите снизить?

- Снижается уже. Именно поэтому мы работаем с одним крупным партнером: ПК «Амангельды» не занимается прямой перепродажей, а перерабатывает продукцию. Чем меньше этот круг, тем лучше – легче проконтролировать, чтобы не создавать лазейки для нелегального вывоза.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

Фото автора и Нурбейбита НУГМАНОВА

 

Справка «АЖ»:
Утвержденные приказом МСХ РК в 2015 году цены (за 1 кг) на незаконно добытые и конфискованные осетровые виды рыб и икру, по которым вынесены процессуальные решения судебных органов на реализацию, при наличии заключений о безопасности продукции:
рыба мороженая осетровая (белуга, осетр, севрюга, шип) – 1 555,8 тенге;
рыба холодного копчения осетровая – 5 290,7 тенге;
икра белужья – 164 181 тенге;
икра осетровая – 140 661,5 тенге;
икра севрюжья – 56 695,9 тенге.

14 ноября 2017, 08:42

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz