Атырау, 6 октября 09:22
 ясноВ Атырау +24
$ 481.84
€ 531.33
₽ 5.07

Успеть за 60 минут

Фото
9 427 просмотров

Болат КАЛИЕВ.



Недавно, 3 октября, потерпел катастрофу самолет АН-28 санитарной авиации, который летел из Алматы в Шымкент, погибли три члена экипажа и два известных врача, спешившие на помощь роженице со сложным диагнозом. Это стало поводом для нашей встречи с руководителем Атырауского областного отделения Республиканского центра санитарной авиации Болатом КАЛИЕВЫМ.

НА ЧЁМ ЛЕТАЕМ

Отделение санавиации находится на базе Атырауской областной больницы. Здесь, кроме руководителя, на телефонные звонки отвечают три медсестры-диспетчеры.

– Болат Ануарович, какую летательную и другую технику имеет ваше отделение?

– На сегодня на базе санавиации есть один еврокоптер ЕС-145, самолет АН-2 и 3 единицы реанимобиля. Вертолет ЕС-145 принадлежит Западному региональному филиалу АО «Касавиаспас», соответствует всем техническим требованиям санитарной авиации и оборудован медицинским модулем. Самолет АН-2 принадлежит Западному региональному филиалу ТОО «Орлан-2000», он тоже соответствует всем требованиям.

– Сколько вызовов поступило в этом году?

– За 9 месяцев этого года нами было обслужено 149 вызовов, из них на воздушном судне – 81, на автотранспорте – 68, в итоге медицинская помощь оказана 171 больному. Обслуживаются вызовы по акушерству (25 вызовов), новорожденным (46), по травмам различного характера (33), острым сердечно-сосудистым заболеваниям (34), другим различным заболеваниям (ЖКТ, органы дыхания и т. д. – 35).

По словам руководителя отделения, даже в  райцентрах нет оборудованных аэродромных площадок для взлёта-посадки самолета и вертолета, не говоря уже об отдаленных населенных пунктах. Еще одна проблема – состояние автомобильных дорог. Особенно трудно ездить по трассе до Курмангазинского района. А ведь очень важно, чтобы квалифицированная медицинская помощь была оказана вовремя.


Eurocopter EC-145 — многоцелевой вертолёт, созданный франко-германским концерном Eurocopter. В декабре 2011 года состоялась презентация первых двух вертолетов ЕС-145, собранных на СП «Еврокоптер Казахстан», и выполнены тестовые полеты.



БЕЗ ПРАВА НА ОШИБКУ

– А как сейчас приземляется и взлетает ваш воздушный транспорт?

– На ровных местностях. В осенний и зимний периоды самолету трудно совершить взлёт-посадку с размокшей земли и грязи, поэтому в таких условиях на вызовы летит вертолет. Но и для него желательно построить площадки диаметром 10-15 метров в селах и районах. Это одна из главных проблем санитарной авиации.

– Проблема ранее поднималась?

– Да, конечно, поднималась и не раз. Мы направляли в течение ряда лет письма акимату. Но ответа не было.

– А санавиацией доставляют к нам врачей из Астаны или Алматы? Вы же говорили о нехватке некоторых специалистов.

– Врачей не хватает в районах. А в Атырау приезжают врачи из республиканских центров по обоснованным причинам, проводят операцию здесь или забирают больного вместе с собой.

– Допустим, что в степи произошло ДТП. Как вам поступает сообщение?

– На трассе в сторону Макатского района функционирует медицинский пункт. Там дежурят медработники. К тому же на дорогах дежурят инспекторы дорожной полиции. Как только поступает вызов от них – выезжают врачи-хирурги, нейрохирурги, анестезиологи. Например, недавно в Курмангазинском районе человека сбила машина и его доставили в райбольницу. Бригада врачей выехала и на месте сделала операцию. Но больного, получившего закрытую черепно-мозговую травму, нельзя было везти автомобилем, да ещё по плохой дороге. Поэтому на третий день его в Атырау доставили на вертолете.

– А для оказания оперативной медпомощи достаточно ли одного самолета и одного вертолета? Вы можете в любое время ими воспользоваться?

– Летать нам разрешается только в дневное время суток. Ночью на помощь выезжает реанимобиль. Вообще было бы хорошо, если в резерве будет еще один вертолет. Летом случилось так, что вертолет улетел в Курмангазинский район, а в этот же момент поступил вызов из Миялы. В это время самолет не летал – был неисправен. Мы попросили помощи у актюбинских коллег. Они прилетели на место, сделали операцию и снова улетели. Мы тоже предоставляем свою помощь соседям-коллегам. Например, в поселке Бейнеу Мангистауской области случилось ДТП. Два мальчика остались живы, но получили травмы головы, мы транспортировали их сюда, прооперировали. Так спасли жизни малышей.

Отделение санитарной авиации Атырауской области принимает и координирует все вызовы из всех районов области. Все документы пересылаются в Астану, где информация рассматривается и выдается разрешение. После официального разрешения сигнал поступает летчикам, в это время готовится и бригада. В течении 60 минут они вылетают к больному.

График дежурных врачей в количестве 51 специалиста по разным профилям составляется заранее. Дежурные по графику должны быть готовы к вызову в течение 24 часов.


АН-2 — «Кукурузник» — советский лёгкий многоцелевой самолёт. Используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолёт и состоит на вооружении ВВС многих стран. Многие самолёты летают более 40 лет и налёт некоторых из них достигает 20 тыс. часов. АН-2 производился в СССР, Польше и продолжает выпускаться в КНР. Всего было построено более 18 тыс. этих самолетов, экспорт шёл в 26 стран мира. До появления АН-3 был самым большим в мире одномоторным бипланом. Занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 60 лет.


БИЛЕТЫ ЗДЕСЬ ДОРОГИЕ

– Сколько времени летит воздушный транспорт в отдаленные села?

– На транспортировку больного уходит примерно 2 часа – по 40 минут туда и обратно и примерно полчаса на взлёт-посадку, стоянку и загрузку.

– Сколько стоит один вылет на самолете и вертолете? И из какого бюджета они финансируются?

– В рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в форме санавиации и скорой медицинской помощи в случае необходимости оказания экстренной транспортировки стоимость услуг за один час на воздушном транспорте составляет 902 000 тенге, на реанимобиле – 126 464 тенге.

Мы поехали в аэропорт и своими глазами увидели вертолет ЕС-145 и самолет АН-2.

Инженер АО «Казавиаспас» Асет АЛИБЕКОВ рассказал, что данный еврокоптер был сконструирован в 2014 году на заводе «Казинжиниринг» в Астане. На сегодня его полётное время составляет 450 часов, ремонт запланирован на 2018 год. Топливный бак рассчитан на 680 кг топлива, вертолет управляется двумя летчиками. Есть дополнительный бак на 170 кг, транспорт на 100 км сжигает 220 кг топлива. Например, полет по маршруту Атырау – Миялы – Атырау протяженностью 270 км выполняется с дополнительным баком.

Этот экземпляр АН-2 был собран в далеком 1965 году на заводе в Польше. В 2016 году прошёл полный ремонт на Актюбинском заводе, после которого налетал 37 часов.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото автора

7 ноября 2017, 09:41

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.