
В этом году прогнозируются три наиболее опасных типов вируса: два вируса типа А – H1N1 и H3N2 (Гонконг) и вирус типа В - Брисбен (австралийский). Об этом сказал главный государственный санитарный врач РК Жандарбек БЕКШИН на семинаре для журналистов, посвященном коммуникациям во время чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения. Организатор семинара – Американский центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC).
Как выяснилось в нашей беседе с главным санврачом страны, кампания по массовой вакцинации против гриппа в Казахстане проходит за счет областных бюджетов, т.к. не входит в утвержденный постановлением Правительства Национальный календарь обязательных прививок.
– Всего четыре инфекционных заболевания, против которых местные бюджеты сами закупают вакцины – это сибирская язва, чума, гепатит А и грипп, – сказал Бекшин.
По его словам, на вакцинацию в этом году было выделено 1,2 млрд тенге. На эту сумму закуплено 1,5 млн доз вакцин. Соответственно, бесплатными вакцинами в этом году воспользуются всего 1,5 млн человек, или каждый 12-й житель страны. Однако, по словам Бекшина, главное не количество, а тактика.
– Мы очень эффективно используем эти вакцины, в первую очередь, мы прививаем группу риска (медработники, дети до 5 лет, беременные и т.д. – С. Т.), и я считаю это правильным. Эффективность от 40%прививок в других странах даже меньше, чем у нас от 10%. Ведь кто первый будет болеть? Группа риска будет болеть. А поскольку она привита, она защищена, соответственно, у нас меньше осложнений и летальности.
Тем не менее, не защищенными у нас остается огромная группа – это школьники и учителя, которых также можно отнести к группе риска из-за большого скопления и длительного пребывания в закрытом помещении. Если брать примеры других стран, то, по словам одного из участников семинара, в Англии все школьники прививаются за счет бюджета страны. В Японии в 70-80-х годах прививали всех школьников, что заметно снизило заболеваемость гриппом и другими респираторными инфекциями. В США очень высокий охват вакцинации – до 50% населения.
По словам Бекшина, ежегодно грипп вакцинируется только от трех штаммов, наиболее опасных и прогнозируемых.
– Поэтому в вакцину закладывается только три штамма (типы 2 А и 1 В), а со следующего года россияне готовы выпустить четырехвалентную вакцину, которая будет защищать от двух типов А – H3N2 и сезонного H1N1 и двух типов В. Это практически 100%-я защита.
…Обычно говорят "я привился, но заболел гриппом". Он не заболел гриппом, вернее теми видами штамма, против которых привился, он заболел другими вирусными инфекциями, у которых похожая симптоматика. Только врач может четко сказать, это ОРВИ или грипп. А таких терапевтов, которые могут визуально по больному определить острое респираторное заболевание у него или грипп, по пальцам можно посчитать, что в Соединенных Штатах, что в Казахстане. Сейчас привыкли только надеяться на лабораторные исследования. Я видел этих врачей, которые могли посмотреть в ротовую полость и четко сказать, это грипп или просто банальная ОРВИ.
– В Атырау довольно часто происходят выбросы сероводорода как в черте городе, так и на месторождениях, к примеру на Тенгизе. Но элементарно нет химико-токсикологической лаборатории, чтобы клинически выявить отравление, это при наличии в городе нефтеперерабатывающего завода и относительной близости двух больших месторождений. Этим летом выяснилось, что в городе нет даже приборов, которые смогут обнаружить сероводород в воздухе…
– Неправда. Сероводород – это не ахти какое вещество, которое трудно находить в окружающей среде. Наши лаборатории оснащены приборами, называются ГАНК, это экспресс-приборы, которые в течение 2-3 минут улавливают сероводород в атмосферном воздухе, у вас неправильная информация просто.
– Я говорила с врачом-токсикологом...
– Вы разговариваете с председателем Комитета, я вам официально заявляю, что это для нас вообще давно не проблема и все наши областные лаборатории оснащены приборами, некоторые даже двумя-тремя.
– А где конкретно в Атырау эти приборы?
– В Атырау в областном центре санэпидэкспертизы имеется этот прибор. Если там нет такого прибора, я палец себе отрежу.
– Хорошо. Я уточню.
– (Смеется.) Я вам официально заявляю, это для нас вчерашний день, определение сероводорода в атмосферном воздухе.
– А в крови, например?..
– Санитарные врачи и экологи работают с объектами окружающей среды: воздух, земля, вода. Клинические лаборатории находятся в ведении управления здравоохранения, к организациям охраны общественного здоровья они не относятся.
– Летом у нас были сильные выбросы, АНПЗ во время ремонта проветривал свои нефтеналивные емкости, но его за это даже не оштрафовали, т. к. у департамента экологии не было приборов, чтобы доказать выбросы.
– Неправда. У Казгидромета есть лаборатории, они ведут круглосуточные посты наблюдения. Сероводород это вещество легко диагностируется, он не только в Атырау, в любом канализационном колодце...
Остается выяснить одно. Если, как утверждает главный санитарный врач РК, у Атырауского областного Центра санитарно-эпидемиологической экспертизы есть экспресс-приборы, то где они были этим летом?
Сауле ТАСБУЛАТОВА, соб. корр. «АЖ», г. Астана
Фото автора
В Атырау -8